заинтересованность разных органов и систем организма в созидании, конструировании
индивидуальности.
Ученик Платона и Гиппократа, воспитатель Александра Македонского, знаменитый
энциклопедист древности Аристотель утверждал, что душа двойственна: одна ее часть равнозначна
душам животных, является личной и смертной, другая же, принадлежащая вечному, безбрежному
разуму, является духовной и бессмертной. Наиболее интересным в этот период было определение
человеческих способностей, предложенное Гиппократом, а затем усовершенствованное Галеном. Ими
были выделены четыре типа индивидуальности, которые были обозначены термином «темперамент».
Формирование темперамента и характера человека
Индивидуальность, как известно, формируется уже на первом году жизни ребенка. Ее обозначают
по-разному: одни характером, другие даже личностью. Правильнее, однако, в этот ранний период
детства говорить о таких качествах, отличающих человека, которые в первую очередь определяются
индивидуальным типом биологических реакций. Иными словами, это и есть темперамент
врожденные особенности индивидуальности, наиболее косные, консервативные, малоизменчивые и
свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни. Такие биологические особенности
функций центральных нервных аппаратов и определяют общий тип реакций нервной системы.
Индивидуальность, данная человеку в особенностях темперамента, является основой для дальнейшего
формирования новых, более тонких ее качеств.
Этим, однако, не исчерпывается обилие человеческих индивидуальностей и далеко не
завершается их изучение. Темперамент является лишь основой, на базе которой формируются другие,
более специфические, совершенные и значимые для человека качества индивидуальности. Таким более
высоким уровнем является характер, то есть индивидуальный тип психических реакций на действие
непосредственных раздражений и впечатлений действительности, формирующийся в детские годы.
Характер больше зависит от меняющихся влияний среды, более тонко и полно, чем темперамент,
адаптирует человека к действительности. Когда говорят о человеке, что он чувствительный,
раздражительный, пассивный или активный, впечатлительный или равнодушный, быстрый в реакциях,
живой, моторно ловкий или медлительный, неуклюжий, вялый в его рассудочной деятельности,
фактически отмечают отдельные качества его характера.
Формирование характера не завершается в детстве, оно продолжается всю жизнь. Основы его
закладываются в детстве, а позднее он подвергается уже несущественным изменениям. Высшим же
уровнем индивидуальности является личность. Начало ее становления относится также к детскому
возрасту, но истинное ее созревание происходит в период взросления, то есть начиная с юношеского (16
лет и старше) возраста.
В особенностях личности человека, как в зеркале, отражаются все свойственные ему качества
индивидуальности, в которых диалектически снимаются типичные для него особенности темперамента
и характера. Слагается личность к концу юношества, началу периода зрелости (2022 года), хотя и
позднее продолжается ее шлифовка и отделка. Собственно личностью и является тот высший уровень
индивидуальности, который отличается неповторимым типом взаимоотношений с действительностью
и высокой степенью самосознания сознания своей социальной принадлежности. Нетрудно видеть,
что личность представляет собой такой уровень индивидуальности, содержание которого целиком
определяется социальной сущностью человека. Еще Аристотель говорил, что человек животное
общественное.
По мере формирования личность отличается рядом особенностей. Так, в юности на основе
индивидуальной личности формируется социальная. Такое формирование происходит неравномерно, не
бесконфликтно. Противоречия, в частности, имеют место в результате сложного взаимодействия между
сложившейся индивидуальностью и теми новыми ее компонентами, которые возникают в связи с
новыми требованиями социальной среды. Такое противоречие чаще ведет не к нарушениям
формирования, а к изменениям формирующейся личности.
Гармония или разлаженность формирования личности порождает либо прямолинейную
личность, соответственно оценивающую действительность, либо разные варианты двуликости
|