следует обучать с младенчества. Необходимо, чтобы дети научились спать самостоятельно.
Их не надо укачивать, нянчиться с ними или позволять спать в постели родителей.
Кто-нибудь из родителей должен уложить ещ¸ бодрствующего реб¸нка в детскую кроватку,
находящуюся в его комнате, поцеловать и, пожелав доброй ночи, учти. Если реб¸нок будет
плакать вслед, родитель должен подождать некоторое время, затем войти в комнату и снова
пожелать малышу спокойной ночи. Нельзя брать реб¸нка на руки, кормить или
предпринимать какие-либо попытки успокоить его. Фербер предлагает схему, насколько
долгими должны быть эти «визиты» родителей и что следует и чего не следует делать в это
время. Подобные предписания он да¸т и относительно пробуждения малыша среди ночи.
Он доказывает, что если добросовестно следовать его методу, то он эффективен
практически для всех детей в любых ситуациях, о ч¸м свидетельствуют миллионы
родителей, достигшие хороших результатов.
Миллионы других родителей, являющихся приверженцами диаметрально
противоположного метода доктора Сирса, осуждают подход доктора Фербера, называя его
жестоким и бесчувственным и поражаются тому, как родители могут уйти, оставив в
кроватке несчастного плачущего реб¸нка. Просматривая чаты электронной почты, на
которых шло обсуждение проблемы сна (или скорее крик души в сообщениях, написанных
заглавными буквами), мы обнаружили, что самым распростран¸нным словом, которым
ругали доктора Фербера, было «нацист сна» («the sleep Nazi»). В книге «Проблемы ночного
сна реб¸нка», а также во многих других своих трудах доктор Сирс, гуру
«анти-ферберитов», пишет, что реб¸нок может находиться в постели родителей. Вполне
естественно, когда кормящая грудью мать и е¸ дитя спят вместе, малыш, оказавшись
отдельно от мамы источника тепла, заботы и пищи конечно же будет нервничать и
просыпаться по ночам. Сирс пишет, что оставленный в отдельной кроватке реб¸нок
чувствует себя брошенным. Крик малыша, оставленный без ответа, отнюдь не «учит» его
засыпать самостоятельно; на самом деле из этого опыта малыш выносит чувство, что
никому до него нет дела и что он не может полагаться на то, что его собственные родители
действенно откликнутся на его нужды. Малыш с самого начала учится быть недоверчивым
и обособленным от семьи.
Естественно, сторонники доктора Фербера имеют свои возражения на эти обвинения.
Они утверждают, что у детей, которым позволяли спать в «семейной постели»,
вырабатывается мнение, что только комфортность их собственного сна имеет значение.
Ферберианцы полагают, что таким образом родители жертвуют своим собственным
полноценным сном ради сна реб¸нка, не задумываясь о том, что теряют возможность
уединения и супружеской близости, забывая о тяж¸лой нагрузке на мать, которой
приходится вставать по нескольку раз за ночь, чтобы успокоить реб¸нка (доктор Сирс,
напротив, считает, что родители должны «нянчиться» с малышом более продолжительное
время даже когда он уже ясельного возраста, и отлучать его только тогда, когда он начн¸т
терять к этому интерес). Кроме того, впоследствии возникнет необходимость отучать
малыша от родительской постели. Если ваш двух-, тр¸х- или четыр¸хлетний малыш ни в
какую не желает спать нигде, кроме как с вами, то когда и как следует переводить его в его
собственную кроватку в собственную комнату? Или вы вс¸ ещ¸ собираетесь спать в
«семейной постели» и с двенадцатилетним мальчиком ?
Мы могли бы привести здесь и ответные доводы сторонников доктора Сирса, но тогда
справедливости ради пришлось бы упоминать возражения другой стороны и т.д. и т.п. В
конце концов этот раздел стал бы напоминать бесконечные дискуссии на форумах
Интернета, посвящ¸нные проблемам детского сна.
Кроме того, как уже говорилось в предисловии к этой книге, мы, как правило, не
приемлем одностороннего универсального подхода. Как одно единственное решение
может быть применимо для совершенно разных типов детей и столь же разных типов
родителей? Вместо того, чтобы начинать с идеологического допущения, что проблемы
детского сна происходят по какой-то одной причине (будь то потребность реб¸нка в т¸плом
|