естественном ходе событий, мягко говоря, противоречит основам методики воспитания.
Мы знаем немало родителей, которые категорически против вознаграждения реб¸нка таким
образом, чтобы это хоть чуть-чуть напоминало бы подкуп. По их мнению, это аморально с
общественной точки зрения и вредно для семьи. Кроме того, ситуация может быстро выйти
из-под контроля, закручиваясь во вс¸ более крутую спираль. Когда реб¸нок впервые
получает вознаграждение за обычный поступок, то во второй раз он будет ждать уже
большей награды и так каждый раз по возрастающей. И это не потому, что он настолько
испорчен, что не соглашается выполнять даже самое простое задание без оплаты. Просто
реб¸нок очень быстро стал мастером переговоров, определяющим таксу и
контролирующим предмет обсуждения. В результате он начинает манипулировать
родителями, а это плохо.
Вы бы согласились, что такое критическое отношение заслуживает уважения, если бы
увидели двухлетнего тирана, командующего своими родителям, которые в свою очередь
упрашивают и умоляют его сделать что-то простое. Получив резкий отпор, они начинают
предлагать дань: сладости или ещ¸ что-нибудь особенное. Со стороны это выглядит так:
несчастные просители заискивают перед средневековым властителем, предлагая различные
дары в надежде угадать то, что его величество сочт¸т привлекательным, дабы не дать
проявиться его неистовому и разрушительному нраву.
Единственным над¸жным способом, по мнению родителей, возражающих против
вознаграждения реб¸нка, позволяющим предотвратить описанную ситуацию, это не делать
первого шага. Иными словами, никогда и ни при каких условиях не предлагайте реб¸нку
вознаграждения.
В целом нас восхищает такая позиция, но мы сами время от времени вс¸ же да¸м
детям маленькие взятки. Почему ? Потому что это действует! Только нужно быть очень
осторожным в выборе верного времени. И ещ¸ одно предупреждение: ваш реб¸нок может
попытаться усилить на вас давление, если решит, что таким образом может выжать из вас
что-то ещ¸. Этим методом нельзя злоупотреблять, так как реб¸нок будет требовать награды
даже тогда, когда вы вовсе не собирались е¸ давать. Однако все эти риски и неудачи можно
уладить и даже избежать полностью, если тв¸рдо следовать основной линии, которую мы
рекомендуем:
Каждый раз, предлагая реб¸нку взятку (более благозвучный термин «материальный
стимул для совершения желаемого действия»), вы должны:
Ч¸тко определить условия. Предложите конкретную вещь за конкретное дело,
которое должен выполнить реб¸нок.
Назначьте время, в течение которого должно быть выполнено дело. Если вы
обещали реб¸нку заплатить доллар за то, что он убер¸т в своей комнате в понедельник, он
не может прийти к вам в пятницу и сказать, что уже сделал это и надеется получить
вознаграждение.
Используйте вознаграждение очень умеренно. Родители, которые слишком часто
делают подарки, заканчивают тем, что у их детей оста¸тся очень мало неосуществл¸нных
желаний, поэтому становится вс¸ труднее найти какой-то стимул, побуждающий к
действию.
Используйте вознаграждение только за те поручения, которые действительно будут
испытанием для реб¸нка, а не за то, что он умеет делать мгновенно. Награда как бы говорит
ему: «Спасибо за то, что ты приложил дополнительные усилия, чтобы сделать это как
следует».
Никогда не давайте награду просто за обычное хорошее поведение, которое должно
считаться само собой разумеющимся.
Поощряйте только хорошее поведение, а не прекращение плохого. Например, можно
подарить сынишке желанный игрушечный грузовик после того, как он пробыл целую
неделю в гостях у маленького двоюродного брата и вс¸ это время прекрасно играл с ним и
не дрался, не толкался и не допускал никаких других грубостей. Обратите внимание: вы
|