разбушеваться.
Сядьте вместе с ней в каком-нибудь спокойном месте, и пусть малышка расскажет о
том, что ее волнует; обнимите, приласкайте ее. Помните: когда приступ раздражения у
ребенка уже начался, делать что-либо поздно, тогда наступят лишь дисциплинарные
последствия, то есть наказание.
Совершенно очевидно, что ни одно из ваших наказаний не произвело на Элизабет
особого впечатления. Это, однако, не означает, что их нельзя изменить. Вот шесть способов
воздействия, которые могут пригодиться в вашем случае.
Дисциплинарная система для малышей
Существуют шесть основных принципов, которые должны быть учтены при
применении наказания к детям до четырех лет. Наказание должно быть:
1. Незамедлительным, т. е. следовать вскоре после случая плохого поведения, которое
вы хотите пресечь. Не следует говорить: «Вот погоди, папа придет домой!», потому что к
тому времени малыш уже забудет о своем проступке.
2. Недолговременным, т. е. не длиться бесконечно, потому что тогда ребенок и
забудет причину наказания.
3. Связанным с совершенным проступком например, не следует лишать дочку
просмотра любимой телепрограммы за то, что она толкнула кого-то на катке. Лучше,
усадив на лавку, лишить ее катания на ближайшие десять минут.
4. Соразмерным, т. е. не следует усаживать малыша на «штрафной» стул только за то,
что он забыл сказать «спасибо», и в то же время ограничиваться просто выговором, если
ребенок намеренно толкнул или укусил брата или сестру.
5. Реально осуществимым. Если ваш ребенок не хочет уходить из парка, когда уже
пора, не заявляйте, что уйдете домой без него. Тем не менее можно сказать ему: «Если ты не
будешь готов уйти в ближайшие пять минут, то мы не сможем посмотреть сегодня фильм».
6. Таким, чтобы ребенок не хотел его повторения в ближайшее время. Не стоит
отсылать ребенка в его комнату со всеми игрушками, если это его любимое место. Унесите
оттуда некоторые игрушки на время наказания или поставьте «штрафной» стул на кухне,
подойдет любой другой менее интересный угол в доме.
Недостатком применявшихся мер наказания было то, что вы не соблюдали
приведенные выше критерии. Вашу девочку, по-видимому, не беспокоит угроза провести
время наказания на «штрафном» стуле в любимой комнате (см. пункт 6). Она прекрасно
может обойтись без игрушки или десерта (они не связаны с причиной ее раздражения - см.
пункт 3). Да и отмена развлечения, назначенного на определенное время в будущем,
слишком далеко, чтобы об этом беспокоиться (см. пункт 1).
В результате она не считает все эти виды наказаний достаточно серьезными, но
понимает, что это очень важно для вас. Она как бы хочет показать вам: «Смотри, я так же,
как и ты, могу играть в эту игру. Если это проверка силы воли, я готова к испытанию».
И знаете что? Ваша малышка права. Игрушка или отобранный десерт не так уж важен
по сравнению с эмоциональным удовлетворением от победы над родителями в их же игре.
И поверьте, попытка ужесточить наказание ничего вам не даст. Если вы все же попытаетесь
сделать это, к примеру увеличите время сидения на «штрафном» стуле или унесете больше
игрушек и угощений, вы нарушите другой очень важный принцип: соразмерность (см.
пункт 4).
Тогда что же вы можете сделать? Во-первых осознать, что с момента начала
эмоционального взрыва девочка уже не реагирует на ваши слова. Она кричит, изгибается,
совершенно не контролируя себя, и не может остановиться, даже если и хочет. Бесполезно
кричать, чтобы она прекратила это. А зачем ей этого хотеть? Она «спускает пар» и в то же
время полностью владеет вашим вниманием. В понимании ребенка отрицательное
|