Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
104
Большую группу типичных ошибок в анкетах составляют подмены
понятий.
Подмена понятий нередко осуществляется в вопросах, когда социолог
пытается соединить в единое понятие два других, близких по содержанию, и
образовать новое понятие. В вопросе: "Скажите, пожалуйста, что, по Вашему
мнению, следует изменить в работе медицинских и оздоровительных учреж-
дений в городе?" социолог пытался объединить два понятия, близких по
смыслу, "медицинские" и "оздоровительные" учреждения - в одно общее по-
нятие "учреждения, следящие за здоровьем человека". В вопросе "Занимае-
тесь ли Вы физкультурой и спортом?" также предпринята попытка соединить
два близких понятия "физкультура" и "спорт" в единое понятие большей общ-
ности "занятия оздоровительными физическими упражнениями". Особенно-
стью ответов на такие вопросы является то, что положительный ответ (как и
отрицательный) хотя бы на один подвопрос (я занимаюсь физкультурой, но
не занимаюсь спортом) может быть распространен на весь вопрос.
Преимущество таких вопросов заключается в том, что они позволяют
снимать более емкую информацию, например, не отдельно по занятиям физ-
культурой и спортом, а в целом, сразу по всему комплексу физических уп-
ражнений. Но использование метода объединения понятий оправдано толь-
ко в том случае, если новое понятие уже знакомо опрашиваемым, а не только
одному социологу.
Использовать этот тип вопроса можно так же и в случае, если общее
понятие будет специально указано и дана его расшифровка. Например,
"Имеете ли Вы какие-либо (моральные, материальные) поощрения в этом
году?". Здесь введено общее понятие "поощрение" и указано, что оно в себе
содержит в данном случае только моральные и материальные поощрения.
Этот вопрос не вызовет трудности у респондента, поскольку он будет ориен-
тироваться в обязательном порядке на включенное в вопрос общее понятие.
Но нельзя сформулировать вопрос таким образом: "Имели ли Вы в
этом году моральные и материальные поощрения?" ("да", "нет). При такой
формулировке получился вопрос с двумя подвопросами без определения об-
щего понятия. Респонденту придется или самостоятельно выбирать какой-
либо подвопрос, чтобы найти ответ, или самостоятельно выработать общее
понятие и тем самым ответить сразу на два подвопроса и на вопрос в целом.
В вопросе "Любите ли Вы проводить выходные дни за городом (в ле-
су или на речке)?" дается сначала общее понятие "проводить выходные дни
за городом", весьма знакомое большинству респондентов, и только потом
вводится уточнение "в лесу" и "на речке", это уточнение помогает отсечь дру-
гие возможные места отдыха в выходные дни за городом.
И все-таки лучше такие вопросы не применять. Они довольно слож-
ны для восприятия даже подготовленному человеку и велика вероятность
получить неверные данные. В силу сложности определения нового понятия
респонденты воспринимают предложенный вопрос как множественный,
содержащий другие вопросы, со всеми вытекающими отсюда отрицатель-
ными последствиями, о которых говорилось выше.
Hosted by uCoz