Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
106
социолог не дает альтернатив, как в открытых вопросах, то респондент сам
выбирает понятийное описание предлагаемого вопроса в рамках своего кон-
цептуального понимания.
В практике разработки вопросов нередки случаи, когда набор альтер-
натив не отвечает основному понятию, заложенному в вопросе, а описывает
по существу другое понятие, не заключенное или частично заключенное в
вопросе.
Фрагмент анкеты.
ВНОСИЛИ ЛИ ВЫ КАКИЕ-ЛИБО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
УРЕГУЛИРОВАНИЮ РЕЖИМА ТРУД?"
Постоянно выступаю на собраниях......................... ( )
Писал(а) об этом в газету......................................... ( )
Считаю такие предложения бесполезными............. ( )
Ясно, что в данном примере основное искомое понятие вопроса
"Вносили ли Вы... предложения...?" в полной мере не раскрывается предла-
гаемым набором альтернатив. Предложенные альтернативы по сути дела
определены двумя понятиями: "в какой форме вносили предложения" и "дей-
ственность предложений". При таком построении вопроса респонденту
предлагается довольно трудная задача. Поскольку альтернативы в полной
мере не описывают вопрос, респондент вынужден либо отвечать по содер-
жанию вопроса или альтернатив, либо отсечь не существенные, по его мне-
нию, альтернативы и сосредоточить внимание только на некоторых из них.
У него может быть и еще один вариант: найти третье, более общее понятий,
которое включало бы в себя понятие как вопроса, так и альтернатив. Но в
любом случае как бы респондент не ответил, какое бы понятие в качестве
основного для ответа не выбрал, его ответы не будут нести той информации,
которую ожидал, хотел получить социолог. По смысловому понятию вопро-
са ("Вносили ли Вы... предложения?") информация будет неполной и неточ-
ной. Хотя две первые альтернативы и несут в себе информацию о количест-
ве вносивших предложения. Ограничившись только этими формами внесе-
ния предложений (выступал на собрании и писал в газеты), социолог тем
самым отсек часть респондентов, которые вносили предложения в какой-
либо другой форме. По этой же причине информация не будет полной и по
смысловому содержанию, заложенному в альтернативах (форма внесения
предложений). Не получит исследователь необходимой информации и по
третьей альтернативе (сколько человек не вносило предложений), поскольку
понятие "бесполезность" не полное в данном контексте рассуждений. Мож-
но считать бесполезным вносить предложения по улучшению работы пред-
приятия, но тем не менее постоянно это делать как это и бывает нередко.
Таким образом, проблема как не надо строить вопросы, оказывается
намного сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Необходимо четко
знать правила построения вопросов и снятия информации. Но кроме этого
надо хорошо знать и правила построения анкеты как некоторой совокупно-
сти вопросов, о чем и будет говориться в следующем параграфе.
|