Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
110
цифрами?
чаемой ею объективной реальности. Возможно это ут-
верждение покажется банальным, поскольку все привыкли к тому, что анкета
обязательно отражает, соответствует содержанию объекта. Однако на прак-
тике нередко бывает не так. В ходе социологического исследования мы не
всегда можем достаточно определенно сказать, о каком явлении идет речь,
что отражают те или иные цифры, полученные в ходе опроса, и какую ин-
формацию мы снимаем в процессе анализа его результатов. Не всегда можно
сказать, какую объективную реальность отражает приобретенная нами ин-
формация. Ложная, недостоверная информация, не отвечающая объективной
реальности, на самом деле есть ее приписывание не тому объекту. Цифры,
которые мы получаем, всегда отражают какую-то объективную реальность.
Исследователь должен знать, какой процесс нашел отражение в материалах
социологического исследования. Именно это и оказывается довольно труд-
ным.
Вопрос анкеты: "Если бы Вы захотели перейти работать в другой от-
дел, то смогли бы Вы это сделать?" Но что такое "смогли бы сделать?" Иссле-
дователь имел в виду, разрешило ли бы такой переход начальство. Респон-
дент может понять так, что смог бы он это сделать по каким-то личным при-
чинам и соображениям. В результате разночтения данного понятия социолог
получает не ту информацию, которую ожидал.
Интерпретировать ответы респондентов бывает очень трудно. Если в
отдельных случаях такая интерпретация может быть достаточно обоснован-
ной, то в других случаях обоснование требует тщательного дополнительного
исследования. Мы задаем вопрос: "Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы имя и
отчество своего участкового врача?" Если респоондент отвечает утверди-
тельно, то можно с большой долей уверенности утверждать, что респондент
имеет не очень хорошее здоровье, если, конечно, их не сближает что-нибудь
другое. Но вот мы задаем вопрос о его здоровье, и если он отвечает хорошее,
то что отражает данный ответ: то что у него и в самом деле здоровье хорошее
или что он ощущает свое здоровье как хорошее, т.е. снимаем ли мы инфор-
мацию о его здоровье или о его мнении о своем здоровье. Согласитесь, что
это весьма различные информации, отражающие разные области объектив-
ной реальности.
Исследователь может поставить задачу изучить как меняется воспри-
ятие респондентом его здоровья в зависимости от его состояния. И наверня-
ка зависимость здесь имеется, но для этого требуется более тщательное ис-
следование, может быть даже его специальные методики, возможно и такие,
которые на первый взгляд будут противоречить некоторым устоявшимся по-
ложениям и представлениям.
Проблема подмены информации более существенна, чем иногда ка-
жется. С ней мы сталкиваемся на каждом шагу и не всегда успешно ее реша-
ем. Нередко и в жизни мы неверно истолковываем получаемую информа-
цию, приписываем явлениям совсем не ту сущность, которую они имеют на
самом деле. Вчера мой начальник был хмурым и очень сухо со мной говорил.
Я сломал голову, думая, почему он мной недоволен, а на самом деле у него
просто было плохое настроение. Любимая девушка опоздала на свидание на
|