Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
113
Глава 4. Драматургия анкеты
Собранные вместе вопросы еще не образуют социологическую анкету
в ее научном понимании. Но определенное количество собранных вместе
даже в случайном порядке вопросов уже создает новое качество, независи-
мое от социолога. Хочет того исследователь или нет, но, сконцентрировав
вопросы и расположив их определенным образом, он уже решает первую
задачу социологической анкеты - представление вопросов в их целостности.
Однако то целое, которое образовано совокупностью вопросов, станет со-
циологической анкетой только в том случае, если с его помощью можно ре-
шить основную задачу исследования.
Специфика той или иной исследовательской задачи определяет
структуру анкеты, ее форму и содержание. Каждая конкретная анкета может
иметь свои особенности, но существуют общие правила ее построения, сле-
дуя которым можно быть уверенным в том, что поставленные задачи будут
успешно решены. Правил этих много. Но прежде всего необходимо учиты-
вать особенности восприятия респондентами вопросов в анкете и анкеты в
целом, манеру подачи материала, умение построить заочную беседу с рес-
пондентом и многое другое.
Влияние исследователя на ответы респондента
Обычно о влиянии исследователя на ответы респондентов говорят в
связи с процессом интервьюирования: через умение говорить, войти в кон-
такт с ним, заинтересовать его, расположить к себе. Меньше внимания уде-
ляется влиянию, которое может оказать исследователь на ответы респонден-
та в заочной беседе. Как-то негласно принято, что поскольку социолог непо-
средственно не вступает в контекст с опрашиваемым, то он оказывает мень-
ше влияние. На деле не так. Мы даже не подозреваем, сколь велико влияние
исследователя на ответы респондента при анкетном опросе. Оно осуществ-
ляется двояким образом.
1. Общим методом исследования. Хотим мы того или нет, но анкета,
построенная исследователем от начала и до конца, подчиняется логике его
рассуждений и в какой-то мере определяет логику рассуждений респондента.
Например, закрывая вопрос набором альтернатив, мы тем самым уже струк-
турируем сознание респондента, т.е. очерчиваем область поиска истинного
ответа. Фактически мы требуем от респондента ответа в нашей системе ло-
гического рассуждения, и он вынужден подчиняться этой системе рассужде-
ния, хотя это вовсе не значит, что истина лежит в заданной области. Так, мы
задаем респонденту вопрос о мотивах увольнения и предлагаем ему вариан-
ты ответа. Респондент, конечно, может дописать и свой вариант, но чаще он
подчиняется исследователю и ищет более или менее подходящий ответ в
предлагаемом наборе, т.е. следует логике рассуждения исследователя. Иссле-
дователь как бы подсказывает респонденту, что основные мотивы увольне-
ния в предлагаемой серии ответов. Так, предложив репондентам два раз-
личных набора альтернатив по мотивам увольнения, получаем два незави-
симых выбора мотивов увольнения. Иначе говоря, исследователи всегда
|