Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
119
дому, наверное, приходилось с этим сталкиваться и в обыденной жизни.
Бывает, споришь до хрипоты, пока поймешь, что говоришь с собеседником
разными словами об одном и том же или одними и теми же словами о раз-
ных вещах, что мы просто не понимаем друг друга. Есть такое выражение:
"Говорят, как глухие", т.е. не слушают друг друга и не понимают, что говорит
собеседник. 
Необходимость перевода анкеты на язык респондента диктуется сле-
дующими обстоятельства.
1. Особенностями профессиональной деятельности респондентов.
При составлении анкеты необходимо учитывать род занятий опрашиваемых,
который может быть в некоторых случаях настолько специфичным, что оп-
ределяет особенности языкового выражения.
В рамках социологического исследования следует помнить об осо-
бенностях речи рабочих, сельских тружеников, инженерно-технической и
творческой интеллигенции, бизнесменов, политиков и других профессио-
нальных групп. Это необходимо учитывать при построении анкеты и фор-
мулировании вопросов. Анкеты для опроса сельских тружеников, рабочих
или научной интеллигенции должны иметь различия в языковом стиле. Ес-
ли не учитывать особенности языка респондентов, то может оказаться, что
для рабочих анкета будет слишком сложной и непонятной, а для интелли-
генции слишком простой и тоже непонятной.
2. Различные уровни культуры и образования. Они обусловливают
различные степень эрудиции и абстрактного мышления, соответственно и
специфику логики рассуждения. Одни и те же понятия имеют неодинаковую
степень общности и разное смысловое содержание для различных людей.
Восприятие того или иного понятия исследователем и респондентом может
быть различным.
Уровень культуры и образования определяет и языковую свободу. Че-
ловек по-разному говорит в узком кругу своих товарищей и в широкой ауди-
тории, перед незнакомыми людьми. Одни чувствуют себя скованно, другие
высказываются пространно, не стесняясь. Наверное каждый чувствовал, вы-
ступая на каком-либо собрании, не всегда уютное ощущение, когда на тебя
направлены десятки глаз и ждут, что ты скажешь. Анкета фактически являет-
ся таким же публичным выступлением, где требуется определенное умение
формулировать свои мысли, излагать их так, чтобы тебя поняли. Особенно
это касается открытых вопросов. Анализ ответов респондентов на открытые
вопросы хорошо показывает уровень и образования, и культуры, и умение
излагать свои мысли. Иногда это получается настолько плохо, что долго ло-
маешь голову, что же респондент хотел сказать, что он предлагает или что
критически оценивает. Возможно неумение выражать свои мысли является
одной из причин, по которой довольно много респондентов предпочитают
не отвечать на открытые вопросы или отвечать очень кратко (в двух-трех
словах).
3. Различный образ жизни респондентов. При построении анкеты и
формулировании вопросов необходимо четко представлять, к каким катего-
риям людей она будет обращена. Это касается не только рода занятий, но и
Hosted by uCoz