Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
125
"пожалуйста", то это в конце концов надоест респонденту и может даже вы-
звать раздражение назойливостью. Поэтому надо быть изобретательным,
применять различные формы предупредительного обращения к опрашивае-
мым, но, конечно, ни в чем нельзя переходить меру.
"Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".
Пускай исследователь постоянно помнить это золотое правило, когда будет
готовить анкету.
Анкета - это диалог двух заинтересованных людей
Быть только вежливым мало. Необходимо добиться того, чтобы заоч-
ный опрос представлял собой беседу, диалог двух равных партнеров социо-
лога и респондента.
Сначала хотелось бы подчеркнуть, что анкетный опрос это отнюдь не
игра в одни ворота, когда один только задает вопросы, даже самые вежли-
вые, а другой всего лишь отвечает. Волей или неволей респондент оказыва-
ется в таком случае как бы в положении пассивного ответчика. Это, разуме-
ется, не самая лучшая форма общения.
Представьте себе, что в повседневном разговоре Вам будут только за-
давать вопросы, а Вы только отвечать. Это не всегда приятно. Но дело не
только в том, что нам приятно и что не приятно. Значение диалога в анкете
намного шире. Респондент - соучастник исследования, его соавтор. В психо-
логических исследованиях именно эта проблема при разработке методик яв-
ляется ключевой. Ю.Л. Ханин (Институт психологии АН РАН) пишет, что
необходимо "превратить респондентов из "объектов" исследования в актив-
ных помощников и экспертов, которые вместе с психологом анализируют,
обобщают и систематизируют сложившуюся проблемную ситуацию, выяв-
ляют наиболее эффективные пути оптимизации внутриколлективных отно-
шений и взаимовлияний. Понятно, что такая позиция по отношению к рес-
пондентам как активным участникам исследования, а не источникам инфор-
мации, работникам, которые кровно заинтересованы в помощи психологов,
по новому ставит вопрос и о процедурах проведения опросов, информиро-
вании о целях исследования, полученных результатах и итоговых выводов и
рекомендаций"¹.
В равной степени это относится и к социологическим анкетам. Необ-
ходимо не только уважать респондента, но и быть искренне заинтересован-
ным в нем, подходить к нему как к человеку, помощь которого нам необхо-
дима, который в некоторых вещах разбирается лучше исследователей (на-
пример, в том случае, когда он выступает в качестве эксперта). Только со-
вместными усилиями можно решить многие проблемы. Анкета должна быть
построена таким образом, чтобы это была беседа двух заинтересованных
людей, партнеров, соавторов исследования.
Дело в том, что социолог, опрашивая людей, не берет знания как из
кладовки, а добывает их, нередко с большими трудностями. В процессе по-
                                                                
1
Ханин Ю.Л. Личностные и социально-психологические опросники в прикладных исследова-
ниях: Проблемы и перспективы. //Социальная психология и общественная практика. - М., 1985.
- С. 172.
Hosted by uCoz