Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
131
этого некоторые опрашиваемые (хотя и не всегда осознают в полной мере)
отказываются от заполнения вопросника или от ответа на отдельные вопро-
сы. Как показывает методический анализ анкет, чем сложнее методика, чем
она многословнее и чем труднее вопросы по содержанию и по форме, тем
выше процент отказа от ответов (иногда до 70%).
Теперь представим себе, что респондент решил сознательно ответить
неискренне. В этом случае ему придется проделать двойную работу: сначала
построить систему рассуждений, чтобы найти правильный ответ (иначе как
можно определить неправильный), затем снова построить соответствующую
систему рассуждений, чтобы найти строго определенный неправильный от-
вет. Ведь неправильный ответ - это не первый попавшийся ответ, он, как
уже говорилось, является результатом рассуждений и логических построе-
ний, но уже другой системы, предназначенной для определения неправиль-
ного ответа. Неправильный ответ так же отражает некую объективную ре-
альность в преломлении человеческого сознания, что и выражается в содер-
жательной сущности неправильного ответа.
Так, при анализе и выявлении причин, мешающих хорошо работать,
респондент пришел к объективному выводу, что одним из основных факто-
ров является его личная неорганизованность, недисциплинированность, не-
умение. Но ему, понятно, не хочется в этом признаться, и он ищет другие
причины, прежде всего в объективных условиях, причем таких, которые ка-
зались бы правдоподобными, и обнаруживает их, например в плохой орга-
низации труда, низкой зарплате и пр. Это значит, что во втором своем рас-
суждении он должен был построить соответствующую систему, чтобы найти
правдоподобный ответ именно в объективной сфере. То, что нередко бывает
именно так, показывает методический анализ открытых вопросов. Среди
критических замечаний тысячи с лишним предложений по улучшению рабо-
ты предприятий практически не встретилось ни одного, которое говорило
бы о том, что сам респондент плохо работает, что это положение следует
исправить. Это явление может быть объяснено и другими причинами, кото-
рые сейчас мы не будем анализировать.
В то же время на закрытый вопрос, предложенный студентам МГУ, о
том, что мешает хорошей учебе, более трети ответили: "личная неорганизо-
ванность", "неумение учиться", что соответствует действительности, как по-
казал дальнейший анализ. Сказанное показывает, что вполне можно дове-
рять (в определенных пределах, конечно) ответам респондентов.
Еще раз повторим: делать такой двойной анализ довольно трудно, тем
более, что неискренний ответ искать намного сложнее, чем искренний, пол-
ностью отвечающий логике не только рассуждений, но и событий, т.е. объ-
ективной реальности. Искренний, правильный ответ может быть только
один, тогда как ложных - несколько (хотя, разумеется, и не бесконечно мно-
го). При этом трудно решить, какой из них предпочтительнее. Грубо говоря,
если человек хочет солгать, то он должен помнить, что он говорил (или ду-
мал), хорошо знать истинный ответ, чтобы знать неистинный. Как гласит
английская пословица: "Тому, кто лжет, нужна хорошая память".
|