Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
134
друг от друга. При инструктаже необходимо подчеркивать необходимость
сохранения и поддержания обратной связи с респондентами, чтобы вселять
в них уверенность в правильности их действий.
В тексте анкеты можно различными способами устанавливать обрат-
ную связь респондентов с исследователем. Например с помощь вводных
слов: "Как хорошо Вы знаете..." или "Как Вам наверно известно...", или "Вы
прекрасно понимаете...", или "Вы это хорошо знаете, умете, делаете" и пр.
Логика построения и психология
восприятия анкеты
"Любите ли Вы чинить
дверные ручки?"
     По некоторым прямым и косвенным высказы-
ваниям человека можно сделать заключение о его
привычках, характере, склонностях, ценностных ориентациях. Именно таким
образом, как Вы замечали, мы строим представление о человеке, никогда не
спрашивая его напрямую, ленив он или нет, интеллигентен, образован,
склонен ли приврать или кристально честен. Врач спрашивает: "Курите ли
Вы?" - "О да, конечно", сразу же отвечает пациент, и уже по интонации врач
понимает, что имеет дело с заядлым курильщиком, курящим давно и с удо-
вольствием.
"Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управ-
лять вертолетом?", "Превысили ли бы Вы установленную скорость, чтобы
быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?", "Преградили бы Вы
путь убегающему опасному взломщику?", "Могли бы Вы под руководством
извне залезть на высокую фабричную трубу?" - по этим и другим тестовым
вопросам можно сделать некоторое общее заключение о том, насколько оп-
рашиваемый склонен к риску¹.
На серии или, как иногда говорят, батарее вопросов, суждений, задач
по построению фигур из кубиков, описаний картинок можно с определенной
долей вероятности выявить, определить, измерить некоторые индивидуаль-
ные различия, устойчивые психологические качества. Например замкнутость
или общительность, агрессивность или сдержанность. Респонденту предла-
гается рисунок, где изображено, как в вагоне поезда на голову пассажира с
верхней полки падает чемодан. Просят ответить, как бы он отреагировал в
этом случае, что сказал бы владелец чемодана и, в зависимости от ответа де-
лают вывод об уровне его агрессивности (тест Розенцвейга). Даже самые
глубокие мотивы отражаются, по мнению психологов, в поведении (сужде-
нии) человека. Надо только уметь расшифровать эти сигналы, идущие из
космоса сознания.
Расшифровывая сигналы, определяют мотивы поведения, отношение
человека к тем или иным событиям, его установки или личностные характе-
ристики. "Гуляете ли Вы иногда в дождливую погоду?" (вопрос по изучению
уровня замкнутости), "Любите ли рассказывать анекдоты и забавные исто-
рии?" (вопрос на общительность), "Вы когда-нибудь опаздывали на свидание
или на работу?" (любит ли человек себя приукрашивать) (вопросы из теста
                                                                
1
Котик М.А. Психология и безопасность. - Таллинн, 1981. - С. 77.
Hosted by uCoz