Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
149
Поэтому в начале анкеты всегда указывается, с какой целью проводится ис-
следование, каковы его основные задачи. Но подходя к респонденту как к
нашему помощнику, активному участнику, социолог должен стремиться к
тому, чтобы максимально облегчить ему работу, сделать ее менее трудоемкой
и в то же время получить верные данные. Составляя "хитрую" анкету, мы тем
самым делаем ее более доступной, легкой, понятной - с одной стороны. С
другой - "хитрая" анкета позволяет глубже изучить тот или иной процесс, по-
строить такую систему взаимосвязей, которая позволяет выйти на истинные
причины изучаемого явления.
Респонденту нет необходимости знать все хитросплетения вопросов,
внутренний механизм устройства анкеты, как скажем, радиослушателю не
нужны знания устройства радиоприемника. Внутренний механизм функцио-
нирования анкеты - это дело социолога. Его задача - построить анкету таким
образом, чтобы понятийная интерпретация используемых показателей и
система их взаимосвязей позволяла выйти на те объективные связи, которые
и обусловливают изучаемый процесс или явление. Эта внутренняя механика
часто бывает непонятной, да и не может быть понятной для несведущего че-
ловека без знания программы исследования целиком. Но еще раз повторим,
что и не нужно это респонденту.
Безусловно, исследователю не безразлично, как респондент воспри-
нимает анкету. Зная, что внешне нелогичная анкета, такой хаотичный набор
вопросов может вызвать негативную реакцию, исследователь может привес-
ти ее в относительный порядок, используя формальные приемы связи от-
дельных вопросов и блоков вопросов, например, путем введения вводных
слов и предложений типа "Сейчас мы хотели бы Вас спросить..." или "А те-
перь перейдем к новой теме...", или "В следующих вопросах нас будут инте-
ресовать такие проблемы..." и т.д. Иногда можно даже подчеркнуть, что мы
сознательно перескакиваем с одного вопроса на другой, с одной темы на
другую, умышленно задаем разные по тематике вопросы, как бы говоря рес-
понденту, что мы, мол, понимаем, что это звучит нелогично, но ничего не
можем сделать, так надо.
"А сейчас совсем другой вопрос: "Случилось ли так, что Вы не нахо-
дили контакт со своей невестой и у Вас возникала мыль: "А не разойтись ли
нам?"". Построенная по возможности логично анкета, безусловно, снимет
многие вопросы как у респондентов, так и у заказчиков.
Анкета, составленная абсолютно правильно, нередко оставляет впе-
чатление не только хаотичной, но даже примитивной. Анкетные вопросы
бывают иногда настолько просты и легки, что нередко вызывает у читающе-
го удивление: "Такую анкету и я мог бы составить!"
Как-то один начинающий социолог показал мне анкету и осторожно
пытался выяснить мое мнение. Было видно, что ему хотелось высказать свое
критическое отношение, но он не решался: анкету выпустила солидная науч-
ная организация. Привыкший к многословным, объемным, сложным анке-
там, которые готовили социологические службы, молодой социолог не мог
оценить совершенной простоты этой анкеты. Невольно возникало желание
объявить ее примитивной. И только прочитав программу исследования,
|