Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
15
нему круг людей - носителей данного типа социальных отношений, можно
достаточно определенно говорить о поведении всей этой группы и каждого
ее члена, устойчиво прогнозировать их поведение в некотором будущем, ко-
нечно, с большей или меньшей степенью вероятности.
Но выработанное социологом концептуальное представление - в дан-
ном случае структура мотивов переезда из села в город - есть только воз-
можно истинное знание, истинное для исследователя, но гипотетическое
для всех остальных и в первую очередь для респондентов. Поэтому, говоря о
гипотезе исследования, выделяемой в социологической литературе в от-
дельную процедуру, необходимо сказать, что то концептуальное представле-
ние, которое заложено в программе, есть концептуально-гипотетическое
знание, которое и нуждается в проверке в ходе социологического исследова-
ния.
Кстати говоря, на мой взгляд, неправильно разделять теоретическую
и гипотетическую части программы. По сути это одно и то же. В свою оче-
редь отдельные вопросы есть не что иное, как строго определенное концеп-
туальное выражение развития объекта и так же представляют концептуаль-
но-гипотетическое знание. Понятно, сколько вопросов, столько и теорий,
гипотез, но уже частного порядка, со всеми характеристиками, присущими
их природе.
Таким образом, в программе можно выделить следующие блоки и со-
ответственно этапы работы.
1. Определение проблемы, противоречия, выработка программного
вопроса.
2. Определение цели и задачи исследования, т.е. какой ответ необхо-
димо получить в результате исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Определение понятийного содержания программного вопроса.
Выработка концептуального представления.
5. Разработка частных концепций.
Концептуальная основа программы
А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследо-
вания.
Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном
исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: "Основные
причины и тенденции развития приоритетных направлений в формирова-
нии общественного мнения при покупке автомобиля". Иначе говоря, необхо-
димо было ответить на программный вопрос: "Почему люди покупают авто-
мобиль?"
Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного при-
сутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, по-
чему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном
почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-
автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представ-
лением.
Hosted by uCoz