Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
159
изучение проблем повышения удовлетворенности трудом, совершенствова-
ния условий и организации труда, то этих тем должны касаться и первые по-
сле контактных вопросы анкеты. Позже, в основной части анкеты, после
объяснительных и вводных фраз можно формулировать вопросы по другим
темам, может быть, визуально и не связанных с основной темой. Как прави-
ло, указанной части вступления отводится не более двух-трех вопросов.
Вступительная часть анкеты содержит еще один важный элемент.
Помня о том, что анкета может показаться респонденту хаотичным набором
вопросов, надо предупредить его возможную негативную реакцию. Поэтому
при переходе к основной части анкеты следует включить такую вступитель-
ную фразу, которая объясняла бы респонденту структуру всей анкеты. На-
пример: "Мы закончили вступительную часть анкеты. Сейчас переходим к
основным вопросам по теме исследования, которая была указана в инструк-
ции. Но поскольку мы рассматриваем многие аспекты, не удивляйтесь, если
часть наших вопросов будет касаться различных проблем. Это предусмотре-
но программой исследования".
После такой вводной фразы в основную часть анкеты структура и ос-
тальные вопросы, каких бы аспектов они ни касались, будут легко воспри-
ниматься респондентом, во всяком случае им будет понятно, что тот или
иной вопрос имеем смысл для исследователя.
Продолжая разговор. Основная часть анкеты несет главную нагрузку
исследования и формируется в зависимости от принципов избранного под-
хода к ее построению Можно указать три принципа построения основной
части анкеты и расположения вопросов.
1. Логическая последовательность вопросов, когда логика располо-
жения вопросов в анкете строго соответствует логике схемы ее анализа. Это
делается тогда, когда содержание вопросов и их анализ требуют строгой по-
следовательности расположения. Например, нельзя задавать вопрос о при-
чине увольнения опрашиваемых, предварительно не выяснив, собирается ли
он увольняться. При таком подходе все вопросы или их основная часть вы-
страиваются по полю анкеты в логическую цепочку смысловой зависимости.
Так, при изучении аудитории радиослушателей, выяснении популярности
определенных радиопередач или новых радиостанций сначала следует уз-
нать, слушает ли вообще респондент радио, затем уточнить, какие радиопро-
граммы он предпочитает и только после этого - каким радиопередачам он
уделяет наибольшее внимание, какие из них ему нравятся больше других.
Чтобы избежать возможного воздействий предыдущих вопросов на
последующие, о чем мы уже говорили, взаимовлияющие вопросы раздвига-
ются серией буферных или других вспомогательных вопросов, но при этом
необходимо всегда придерживаться логической последовательности распо-
ложения основных вопросов.
2. Моноцентричность. Другой принцип построения основной части
анкеты - это соблюдение моноцентричности, когда в анкете формируется
|