Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
161
Так, в системе двойных связей может быть построен логический квадрат с
последовательной зависимостью каждого вопроса от любого другого.
Соответствующим образом меняется и схема расположения вопросов
по центральному полю анкеты, когда все центральные вопросы расположе-
ны в середине анкеты.
Именно при полицентрическом построении основной части анкета
чаще всего и воспринимается как хаотичная, где отсутствуют логические свя-
зи вопросов между собой. В этом случае и строится искусственная система
логической связи, когда вопросы приобретают визуальную логическую связь,
о чем уже говорилось. Характер расположения вопросов в основной части
анкеты зависит также от фактора психологического восприятия ее респон-
дентами.
Подготовительный этап не исчерпывает проблемы восприятия рес-
пондентом анкеты. Нельзя считать, что после удачного вступления все ос-
тальные вопросы покажутся ему легкими и доступными. Проблема психоло-
гического восприятия остается актуальной на всем протяжении работы над
анкетой.
Одним из удачных приемов в этом плане является выделение в анке-
те тематических разделов, или, как часто говорят, блоков вопросов, каждый
из которых имеет название и даже нумерацию.
Разделение анкеты на блоки может быть естественным и искусствен-
ным. В первом случае тематическое деление строго соответствует логиче-
ской схеме анкеты, заложенной в программе исследования, т.к. когда в од-
ном месте анкеты собраны все вопросы, которые соответствуют тому или
иному программному положению, как, например, при полицентрической
структуре.
Но это не всегда возможно, поскольку в одном тематическом блоке
логической схемы анкеты могут содержаться различные по содержанию во-
просы. Скажем, согласно программе исследования под дисциплиной может
пониматься как трудовая, так и исполнительская дисциплина, тогда как в ло-
гической схеме, а следователь, и в схеме анализа анкеты, они находятся в
одном разделе, под общим понятием "дисциплина". Это вполне допустимо,
поскольку полностью соответствует логике рассуждения исследователя. В
тематическом разделе анкеты их ставить вместе нельзя, потому что в во-
просной форме они оказываются логически не связанными. Действительно,
если исследователь поставит рядом, в одном блоке такие вопросы, как
"Опаздываете ли Вы на работу?" и "Всегда ли Вы выполняете распоряжения
своего непосредственного руководителя?", то для респондента они будут вы-
глядеть содержательно не соответствующими. Создается впечатление, что
сначала мы спрашиваем об одном и тут же без всякого перехода совсем о
другом. Это всегда нервирует опрашиваемых.
Чтобы избежать такой непоследовательности, по мере возможности в
анкете создаются искусственные блоки, где все вопросы собраны по едино-
му логическому признаку, во всяком случае так это выглядит визуально. Так,
изучая удовлетворенность браком, можно соединить в одном блоке вопросы,
касающиеся и удовлетворенности работой, и удовлетворенности жильем, и
|