Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
164
зу. Это воспринималось бы как дурной тон, плохие манеры, неумение разго-
варивать. Уважающий себя и других человек так не поступит, с кем бы он ни
разговаривал. Нам не хотелось бы прослыть невежами даже среди незнако-
мых людей. И прежде чем закончить беседу, мы готовим ее концовку, слова-
ми или интонацией сообщая, что беседа заканчивается.
То же относится и к анкете, если представить ее как заочную беседу.
Мы должны постепенно подготовить респондента к выходу из разговора. С
методической точки зрения правильный выход из беседы обеспечивает бо-
лее качественную информацию. Напомним, что, отвечая на серию наших
вопросов, иногда достаточно сложных, респондент постепенно устает, как
бы хороша и интересна ни была анкета. Он начинает спешить, нервничать,
менее внимательно вникать в смысл вопросов и все меньше задумываться
над ответами. И если анкета очень трудная, он невольно начинает думать:
"Когда же кончатся эти вопросы?" Вот тут примерно за 10-15 вопросов до
конца анкеты можно включить фразу "Наша анкета подходит к концу и сей-
час мы хотели бы задать Вам еще несколько вопросов о...". Респондент успо-
каивается и вновь сосредоточивается. За 5-7 вопросов до окончания анкеты
можно вставить еще одну фразу: "В заключение несколько вопросов о Ваших
впечатлениях...". Респондента вторично информируют о том, что анкета
практически закончена, и это помогает ему сохранять внимание. Можно по-
ставить и такую фразу: "И еще один вопрос в заключении".
Помимо чисто психологического аспекта подготовки респондента к
выходу из беседы последние вопросы имеют и функциональное назначение.
Во-первых, последние вопросы бывают в правильно построенной анкете
несложными. Респондент уже утомлен и ждать от него тщательной и кро-
потливой работы над трудными вопросами не стоит. Во-вторых, последние
вопросы содержат некоторые личностные характеристики респондента. Это
обусловлено тем, что вопросы о личных сторонах опрашиваемых всегда не-
сколько настораживают, но расположенные в конце анкеты, они уже не мо-
гут повлиять на чистоту ответов. В-третьих, в конце анкеты часто формули-
руются вопросы методического плана и группируются почти все открытые
вопросы.
Иногда считается, что открытые вопросы из-за их сложности нельзя
ставить в конце анкеты. Доля истины в этом есть. Но на этот счет есть и дру-
гие соображения. Респонденту, познакомившемуся с содержанием анкеты,
легче ориентироваться в контексте ответов на открытый вопрос, который,
как правило, формулируется в рамках изучаемой темы. Несмотря на то, что
конец анкеты не самое лучшее место для ответов на них, тем не менее, на это
приходится идти, чтобы четко сориентировать опрашиваемых, в какой ас-
пекте отвечать на тот или иной открытый вопрос, хотя, конечно, и в этом
случае он остается (аспект) довольно широким.
Имеется и еще одно соображение. Дело в том, что открытые вопросы,
поставленные в конце анкеты, легче обрабатываются с чисто технической
точки зрения. Учитывая трудоемкость кодировочных работ, особенно если
приходится обрабатывать большие массивы анкет, например, в несколько
тысяч анкет, техническая сторона обработки оказывается немаловажной.
Hosted by uCoz