Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
18
турный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распреде-
ления доходов зависит от глубинных мотивов. Не является ли глубинной
причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ус-
корения обмена информацией между людьми в процессе общения? И пред-
положение не лишено оснований. В большом городе, например такого как
Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие
вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством,
которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не
поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скоро-
сти, улучшаются дороги и многое другое?
Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и
изложенная в программе социологического исследования, которую необхо-
димо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование под-
твердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Види-
мо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на дан-
ный процесс.
Предпрограммная работа - это процесс выработки концепции путем
сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генеральная
концепция социологического исследования в обязательном порядке состоит
из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл
исследовательских операций, присущих любому исследованию: наличие ча-
стной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, пе-
реосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как
правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в
форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличают-
ся друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущ-
ность изучаемого процесса.
Перевод программных вопросов в анкетные
Логическая схема перевода программных вопросов в анкетные может
иметь различную форму, но она заключается в том, что каждое понятие про-
граммы исследования большой общности разлагается на ряд понятий мень-
шей общности, или подпонятий до самых простейших, и спускается на уро-
вень показателей и индикаторов. Такое разделение понятий осуществляется
обязательно в некоторой логической системе взаимосвязи. Показатели и ин-
дикаторы используются для разработки анкетных вопросов.
Так, понятие безработица можно определить как зависимость количе-
ства уволенных от общей численности занятых. Это общее понятие может
содержать в себе два подпонятия, или понятия меньшей общности, сумма
объемов которых входит в общее понятие: незанятые по субъективным и по
объективным причинам. Каждое из этих подпонятий имеет свое содержа-
ние, но и эти понятия слишком общи, чтобы в таком виде их задавать рес-
понденту. В свою очередь понятия "незанятые по субъективным причинам",
"незанятые по объективным причинам" также имеют подпонятия. Их необ-
ходимо детализировать и дать им определение. Так, субъективные причины
могут содержать такие подпонятия, как "уход с предприятия по собственному
|