Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
192
сделал первое замечание по ходу (вопрос ¹______). Через пять-семь минут он уже
полностью включился в работу и даже стал проявлять интерес. Первую остановку мы
сделали на вопросе ¹______ и довольно долго обсуждали его, поскольку он ему был
непонятен. Я тщательно записывал его предложения, и ему это явно понравилось (по-
чувствовал свою роль, значимость и занял активную позицию). После этого он стал
еще внимательнее прислушиваться к задаваемым вопросам и в вопросе ¹______
сделал, на мой взгляд, существенное замечание о специфике работы, которая факти-
чески не была отражена в вопросе. Анкета, по его выражению и, надо сказать, спра-
ведливому, как мне кажется, является безликой в том смысле, что ее с успехом мож-
но было бы использовать и на других предприятиях совершенно противоположного
характера работы.
Большие трудности вызвали шкалы. Респондент не прочел их с первого чте-
ния, и ему пришлось объяснять, как с ними надо работать. Поняв, он уже спокойно
отвечал на все остальные шкалы, правда, при этом нередко испытывал затруднения
при оценках по предлагаемым градациям (в основном по десятибалльной шкале). По
всей видимости, необходимо более подробно объяснять правила работы со шкалами,
а, может быть, и пересмотреть сами шкалы.
В целом анкета, судя по реакции респондента и по его высказываниям, остав-
ляет хорошее впечатление, большинство вопросов было понятно, времени на запол-
нение анкеты было затрачено немного, в пределах нормированного".
После сдачи письменных отчетов, можно провести устный обмен
мнениями, который имеет свои особенности. Не все возможно описать, что
можно высказать в устной беседе. Коллективный обмен мнениями позволя-
ет уточнить некоторые специфические представления и оценки анкеты и
выработать определенное коллективное мнение по каждому вопросу и по
анкете в целом. Руководитель исследования, за которым остается последнее
слово, синтезирует как письменные, так и устные отчеты и принимает окон-
чательное решение: оставить тот или иной вопрос в прежнем виде или пе-
реформулировать его, ввести новые вопросы, перестроить анкету и т.д.
Что можно получить из пилотажного опроса?
1. Какова наполняемость альтернатив. Как правило, из всего набора
альтернатив, особенно в вопросах, которые имеют ограниченный выбор,
работают не более 2-4 альтернатив, причем, чем больше вариантов ответов
предлагается в вопросе, тем меньше их наполняемость. В результате некото-
рые альтернативы могут оказаться "пустыми", т.е. ни один респондент их не
выбрал или какую-то часть альтернатив выбрало очень ограниченное коли-
чество опрошенных. В исследовании может быть интересен сам момент вы-
бора или не выбора большинством респондентов тех или иных предлагае-
мых альтернатив. Однако необходимо помнить, что малое наполнение аль-
тернатив значительно ограничивает возможности их анализа.
Пилотажный опрос должен показать, является ли небольшое напол-
нение альтернатив результатом их неправильного подбора или же следстви-
ем разброса ответа респондентами по значимым альтернативам и выбора
приоритетных.
Большое значение также имеет количество ответов в совокупности по
всем альтернативам анкеты. Если суммировать все ответы опрошенных по
каждой порядковой альтернативе всех вопросов и вывести среднюю вели-
чину, то можно увидеть, что не все альтернативы в порядке их расположе-
ния набирают одинаковое количество голосов. Об этом уже говорилось ра-
|