Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
30
Именно потому, что они являются независимыми друг от друга, осу-
ществляется объективизация знания и его движение. Только при наличии
двух независимых методов, определяется объективная природа изучаемого
явления, что требуется и для спрашивающего, и для отвечающего, а в конеч-
ном итоге для развития познания.
Таким образом, вероятность ответа заложена в самом вопросе, в его
понятийной части и находит выражение в гипотетической части вопроса.
Ответы являются по существу выражением этой гипотезы и в ее альтерна-
тивном выражении. Именно поэтому мы говорим, что ответ заложен в во-
просе. Но только не сам по себе ответ, иначе вопрос был бы бессмыслен-
ным, а варианты ответа, один из которых и будет истинным, истинным в
том плане, что развитие изучаемого явления в его объективном выражении
оказывается полностью или по большей части соответствует нашим концеп-
туальным представлениям об его движении и развитии.
Еще раз повторим, что вопрос сам по себе ничего не открывает и не
дает нового знания. Вопрос только проверяет, верно или неверно то знание,
которое уже выработано человеком в концептуальном варианте. И когда в
вопросе появляются альтернативы "да" или "нет", это означает, что отве-
чающий, выбирая ту или иную альтернативу, тем самым подтверждает или
не подтверждает наше концептуальное представление о развитии изучаемо-
го явления. Если мы предлагаем некоторый набор вариантов, то и в этом
случае осуществляется принцип подтверждения или не подтверждения кон-
цептуального положения. Просто мы представили вопрос в более сложном
виде, чем следовало. Но сложный вопрос есть по существу такой же дихото-
мический вопрос, только в свернутом виде, о чем мы еще будем говорить.
Ответ это всегда есть объект в развитии, иначе мы его не можем по-
знать. Другое дело, что формы развития могут иметь бесконечно разнообраз-
ное выражение у различных видов объектов и в различных ситуациях. До
тех пор пока не получен ответ, нет последующего решения и действия, что
означает "нет" и для последующего вопроса. И наоборот, пока не сформули-
рован, не поставлен вопрос, не может быть и действия, не может быть и от-
вета.
Два типа вопроса
Если концепция вопроса четко определена социологом, то респон-
денту остается только подтвердить или не подтвердить ее, выбрав один из
вариантов ответа "да" или "нет". Это так называемый дихотомический во-
прос, или вопрос первого типа.
Но жизнь многообразна и нередко подсовывает такие ситуации, когда
не представляется возможным четко и однозначно определить свою кон-
цепцию, найти свое видение ситуации. Может не хватать знаний, информа-
ции, опыта и чего угодно. Тогда человек разводит руками и обращается за
помощью к другому человеку. В этом случае описывается только область по-
иска ответа, которая может быть большей или меньшей, но с обязательным
указанием не всегда достаточных, но какого-то набора признаков. Я не знаю,
кто открыл Америку, мне лень думать, лезть в словарь, чтобы найти ответ, и
Hosted by uCoz