Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
32
время интервью часто пользуются вопросами первого типа, превращая их в
наводящие и требующие только положительного ответа: "Скажите, а Вам
хватает денег для развития своего фермерского хозяйства?" или "В Вашей де-
ревне живут люди разных национальностей. Они очень дружно живут, не
правда ли?" Респондентам ничего другого не остается сделать, как только
подтвердить мнение напористого журналиста.
Следователи так же чаще всего пользуются дихотомическими вопро-
сами, но их вопросы представляют собой логическую цепь зависимостей от-
ветов отвечающего. Это так называемый сократовский метод, когда под-
тверждающий ответ А и подтверждающий ответ Б в обязательном порядке
дает ответ В и тем самым приводят путем логического рассуждения к истин-
ному требуемому ответу или, по крайней мере, заставляют отвечающего при-
знать отклонение от логической цепочки рассуждения и тем самым свою не-
правоту. И это не софистические уловки. Вопросы и ответы, следуя в опре-
деленном порядке, есть только отражение логики событий, фактически
имеющих место. Задаваемые вопросы и получаемые ответы воспроизводят
логику событий в логике мышления.
В научных исследованиях чаще пользуются вторым типом вопроса,
что позволяет развивать диалог и моделировать развитие истины. Используя
метод выводного знания, который оперирует только вопросами первого ти-
па, ученые приходят к некоторому искомому знанию, но в обязательном по-
рядке гипотетическому, поскольку оно еще не проверено практикой. Это, так
сказать, прогнозное знание. И чем длиннее цепочка дедуктивных рассужде-
ний, тем ниже вероятность получения истинного знания.
Социологи в анкетах так же пользуются этими двумя типами вопро-
сов и в этом плане социология не является исключением, ничего нового она
не придумала. Правда, формальная интерпретация этих двух вопросов в со-
циологических исследованиях оказалась весьма своеобразной, что диктова-
лось особенностями вопросно-ответных отношений социолога и респонден-
та посредством анкеты, и спецификой системы анализа получаемых ответов.
Особенности вопросно-ответных отношений объясняются прежде
всего тем, что в социологических анкетах контекст вопроса, а соответствен-
но и его содержание, чаще всего представлен в виде специального набора
альтернатив. Это определяет и форму его построения. Например:
СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ УЙТИ ИЗ ФИРМЫ?
Низкая зарплата.................................................... ( )
Плохие условия труда........................................... ( )
Плохие отношения с начальником....................... ( )
Плохое социально-бытовое обслуживание.......... ( ) и т.д.
Читатель-социолог уже отметил, что это типичный закрытый вопрос
со всеми его достоинствами и недостатками. Это так же обыкновенный во-
прос второго типа, только с указанием области поиска истинного ответа (от-
ветов). Но в этом социологическом вопросе произведена еще одна операция.
Указывая область поиска истинного ответа, социолог фактически произвел
|