Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
50
Что лучше: открытый или закрытый вопрос?
Еще совсем недавно социологи считали, что открытая и закрытая
формы вопроса только дополняют друг друга, что информация, получаемая
через ту или иную форму вопроса, если и не полностью идентична, то во
всяком случае не противоречит друг другу. Если же противоречия в ответах
на эти вопросы имеются, то они обусловлены неадекватностью представле-
ния социолога об изучаемом предмете, которую может исправить исследо-
вание в открытых формах вопроса. Ни у кого не вызывало сомнения, что ин-
формация, полученная по открытой и закрытой формам вопроса, отражает ту
же объективную реальность, хотя, может быть, с разной степенью точности,
надежности и пр.
Однако в последние годы многие методические эксперименты и со-
циологические исследования показали, что открытые и закрытые вопросы
довольно часто дают различную информацию. Действительно, целый ряд
исследований, проведенных нами на промышленных предприятиях, в учеб-
ных заведениях, в различных организациях, анализ информации по иден-
тичным вопросам, построенным в различной форме (открытые и закрытые
вопросы), подтвердили, что данные, полученные по ним, значительно отли-
чаются. В основном это касается вопросов такого содержания: "Если Вы
увольняетесь, то почему?" или "Ваши предложения по улучшению работы
предприятия" в различных модификациях. Приведем пример опроса, прове-
денного на шахте им. В.И. Ленина (г. Междуреченск Кемеровской области).
На вопрос: "Если Вы собираетесь увольняться, то почему?" в открытом
и закрытом вопросах были получены следующие данные. (Вычисление про-
цента производилось от общего количества опрошенных).
Варианты ответов
Открытый
вопрос
Закрытый
вопрос
Плохие условия и организация труда
на шахте
14,2%
16,4%
Плохие отношения с руководством
8,2%
10,3%
Плохое обеспечение жильем
25,0%
37,8%
Низкая зарплата
19,0%
29,1%
Неинтересная и тяжелая работа
9,0%
9,1%
Как видно из приведенных данных, процентное распределение отве-
тов респондентов по открытому и закрытому вопросам отличается по неко-
торым альтернативам больше, по некоторым - меньше. Такое различие, про-
являющееся систематически, не позволяет утверждать об их идентичной
природе, основываясь на идентичности содержания вопроса. Правильнее,
наверное, говорить о неодинаковой содержательности формы вопроса,
имеющей различную познавательную природу.
Например, анализируя предпочтения кинозрителей и изменение этих
предпочтений в зависимости от формы вопроса в своем методическом экс-
перименте, О.М. Маслова пишет: "Логично предположить, что закрытый и
открытый вопросы - это измерительные инструменты с неодинаковыми по-
|