Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
56
Глава 3. Искусство задавать вопросы и
получать ответы
Получение строго определенного знания требует разнообразия форм и
методов построения вопроса и его структуры.
Пожалуй, впервые проблема построения вопроса стала насущной при
разработке искусственного, формального языка, к примеру языка социологи-
ческой анкеты. Богатство общественных явлений и потребность в получении
различной информации, как говорится, на все случаи жизни, обусловили за-
дачу выработки (чаще всего заимствования из живого языка) различных по
форме, и по содержанию типов вопросов.
Вступая в общение с респондентом через систему вопросов и ответов,
социолог должен быть твердо уверен в адекватном понимании опрашивае-
мым содержания вопроса и адекватном содержанию вопроса ответе. Необ-
ходимое социологу четкое знание о том, какую информацию несут в себе во-
прос и ответ и, соответственно, какую объективную реальность они отража-
ют, возможно только при наличии общих знаний о природе вопросно-
ответных отношений, законах и закономерностях их развития и правилах по-
строения вопроса.
Фактологические и мотивационные вопросы
Из всего многообразия вопросов можно выделить те, которые фикси-
руют уже свершившееся действие, указывают на наличие какого-то факта.
Например, уволился с работы, купил цветной телевизор, отдыхал на море,
имеет библиотеку и т.д. Это так называемые фактологические вопросы. Они,
как правило, четко определены во времени: "Имели ли Вы постоянную рабо-
ту в течение последнего года?"
Фактологические вопросы представляют собой один из основных ти-
пов анкетных вопросов и играют важную роль в социологическом исследо-
вании. Прежде всего они интересны тем, что, зафиксировав уже свершив-
шийся факт, поступок, действие, они уже не зависят в момент вопроса от
мнения респондента, его состояния, оценки и пр. Это позволяет получить
объективную картину тех или иных сторон деятельности людей. Так, при
определении уровня жизни тех или иных социальных групп можно пойти по
пути его определения самими респондентами. Мнение респондентов о са-
мих себе тоже представляет интерес и при решении той или иной задачи
бывает необходимым. Но можно построить систему показателей, фиксирую-
щих только факт экономического благосостояния, скажем, наличие автома-
шины, квартиры, мебели, предметов домашнего обихода и проч., и на основе
анализа этих данных вывести общую объективную оценку уровня жизни изу-
чаемых групп. Выводы этих двух исследований могут сильно отличаться. Не
знаю как в других странах, но в России любят прибедняться, всегда зани-
жают уровень своего благосостояния. И только фактологические данные по-
зволяют получить более или менее точную картину.
|