Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
58
бинных истоков того или иного явления, верной оценки тех или иных соци-
ально-экономических, духовных процессов социологи используют так назы-
ваемые мотивационные вопросы.
Они имеют несколько форм и соответственно различное назначение:
снимают интенсивность протекания процесса, выясняют мотивы поведения,
дают оценку деятельности (через мнение респондентов), выясняют личност-
ные установки, ценностные ориентации, показывают направленность про-
текания процесса и т.д.
Интенсивность процесса снимается вопросами такого вида: как часто,
редко, больше, меньше? Скажем: "Как часто Вы смотрите телевизор?" (вари-
анты ответа: очень часто, часто, редко, очень редко, не смотрю телевизор).
Вопросы, изучающие интенсивность протекания процесса, используются
социологами довольно охотно, но они трудны для анализа, поскольку их ин-
терпретация не одинакова у разных людей.
"Что значит долго добираться до дома в условиях большого и малого
города?". В обоих случаях респонденты могут ответить, что они тратят много
времени, но для такого города, как Москва, это будет значить примерно пол-
тора часа, а для такого, как, скажем, Владимир, - всего пятнадцать минут.
"Что значит часто смотреть телевизор?". Для человека с высшим обра-
зованием это в среднем один-два часа в день, для людей с начальным обра-
зованием это может быть и пять, и шесть часов. Поэтому анализируя ответы
типа "часто", "редко", "больше", "меньше" и т.д., необходимо прежде всего
четко знать, как респонденты понимают эти слова, поскольку их понимание
может весьма отличаться от установки исследователя.
Мотивационные вопросы являются весьма привлекательными для
социологов. Они часто используются при изучении общественного мнения,
например, во время выборов.
Мотивационные вопросы дают представление об установках респон-
дента, о том, как он понимает и воспринимает те или иные события, и т.д.
Не вдаваясь в детальный анализ сущности мотивационного поведения и
ценности его изучения для социологического исследования, отметим только,
что они интересны прежде всего как некая идеальная модель поведения че-
ловека. Но идеальное представление и реальное поведение - далеко не одно
и то же.
Идеальное представление, сформированное на основе прошлого опы-
та, в конкретном поведении опосредуется реальной ситуацией, условиями
жизни. Спрашиваем у женщин, сколько детей они хотели бы иметь. Чаще
всего они отвечают: два-три ребенка. На самом деле большинство имеют од-
ного ребенка, во всяком случае в Москве.
В анкетах так же часто просят респондента оценить престижность той
или иной работы, некоторые события, действия, определить свое отношение
к тому или иному явлению и т.д. Характерные вопросы: "Скажите, пожалуй-
ста, как Вы оцениваете работу Вашего депутата?", "Удовлетворены ли Вы
своей работой?" и т.д.
Эти вопросы при общем подходе направлены на выяснение мнения
респондента. Как известно, социологи в основном изучают общественное
Hosted by uCoz