Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
60
мание изучаемого явления исследователем и респондентом совпадает с та-
ким пониманием, которое отражает объективную реальность. Социолог, ко-
нечно, может принять свою точку зрения как истинную и полностью удовле-
творить исследовательские задачи, но это еще не доказывает того, что его
понимание соответствует объективной реальности. Для этого необходимо
ввести третий критерий. Например, взять за основу такое понимание явле-
ния объекта, которое принято в научной литературе и которое получило хо-
рошую проверку в многочисленных социологических исследованиях. В каче-
стве критерия можно взять понимание явлений объекта некоторой эксперт-
ной группой. Последнее характерно для случаев, когда надо определить мало
разработанное понятие. Таким образом создается как бы координационная
сетка, где ответы респондентов находят свое место и имеют четкие коорди-
наты.
Общественное мнение - это особый мир со своими внутренними за-
конами и диалектикой развития. Как общественное мнение формируется?
Как оно воздействует на общественное сознание и поведение? Какие объек-
тивные процессы отражает? В конечном счете все определяют люди, наде-
ленные сознанием, волей, обладающие ценностными ориентациями, заин-
тересованные в решении тех или иных проблем, имеющие реальное пред-
ставление о том, как достичь поставленных целей. В свою очередь объек-
тивная действительность, не зависящая от сознания отдельного человека,
оказывает воздействие на формирование общественного мнения и общест-
венного сознания. Связь этих явлений очень сложна и еще не полностью
изучена. Однако можно с уверенностью сказать, что только всестороннее,
пристальное изучение мотивов представления и реального поведения в их
соотношении друг к другу позволяет выяснить роль того и другого в изучае-
мой проблеме, выявить причины конкретного явления.
Нередко из-за понимания сущностной разности двух форм общест-
венного бытия, а именно идеального представления и реального поведения,
они смешиваются, и тогда мотивы выступают как причины поведения. От-
веты респондентов по мотивам поведения нередко принимаются социоло-
гами за причины, в результате выдаются необоснованные рекомендации.
Идеальное и реальное поведение людей, их установки и действия могут не
совпадать полностью или частично и быть даже противоположными друг
другу.
Разумеется, из сказанного не следует, что изучение мотивов поведе-
ния не позволяет обнаружить реальные причины. Мотивы поведения со-
держат большую или меньшую долю информации, которая отражает в той
или иной степени реальные процессы, через изучение которых можно найти
подход к выявлению причин поведения.
Понятийное содержание вопроса
Один из принципов понятийного деления позволяет сгруппировать
вопросы по двум типам, а именно с неполным и полным делением. Первый
тип означает, что набор альтернатив, предлагаемый респонденту, не исчер-
пывает всего понятийного содержания вопроса. Во втором типе вопросов
|