Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
63
Главное при построении такого типа вопроса - это правильно вы-
держать объемы и соотношение подпонятий, который выступают в виде
альтернатив. Необходимо, чтобы выделенные как подпонятия альтернативы
имели равные объемы, совокупность которых полностью или по крайней
мере большей частью исчерпывала общее понятие, которое заложено в во-
прос контекстом исследования.
Но нередко это правило нарушается. Как показывает анализ социоло-
гических анкет, при построении такого типа вопросов допускаются, по
крайней мере, четыре типичные ошибки.
1. Альтернативы имеют слишком большой уровень общности. Не-
редко по объему совокупность их превышает содержание понятия вопроса.
Так, в анкетах нередко задается вопрос о профессиональной подготовке с та-
кими альтернативами. Фрагмент анкеты:
"СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ? "
В ПТУ, ТУ и других училищах.......................
.. ( )
На различных профессиональных курсах......... ( )
Непосредственно на производстве.................. ( )
В техникуме........................................................ ( )
В ВУЗе...............................................................
( )
В данном вопросе введение альтернативы " в ВУЗе" не совсем пра-
вильно, поскольку она описывает более широкий круг явления: наряду с
профессиональным, институт дает и общее высшее образование. Респондент
воспринимает последнюю альтернативу как более широкое понятие, что не-
редко приводит к сдвоенным ответам, так как он вынужден выбирать одну
альтернативу в рамках понятийного содержания вопроса (какую он имеет
профессиональную подготовку) и вторую альтернативу в рамках более обще-
го понятия (какое он имеет общее образование), что приводит к смещению
показателя профессионального образования. Если на рабочих местах занято
большое количество рабочих, имеющих среднее специальное и высшее обра-
зование (в настоящее время таких рабочих насчитывается от 10 до 30%)¹, то
это может привести к значительному искажению информации. В совокупно-
сти ответов (при сдвоенных ответах) число имеющих профессиональную
подготовку может оказаться намного большим, чем на самом деле.
Требование к ограничению объема понятий альтернатив нередко
вступает в противоречие с другим методическим требованием - ограничени-
ем качества альтернатив в вопросе. Однако последнее неизбежно ведет во
многих случаях к увеличению объема понятий альтернатив, повышению
уровня их общности. Стремление же к снижению уровня общности, сокра-
щение объема понятий имеют следствием увеличение количества альтерна-
тив в вопросе. Так, в вопросе о наличии той или иной литературы в домаш-
ней библиотеке количество альтернатив увеличивается с сокращением объе-
ма понятий: художественная, общественная, политическая, научная, специ-
альная, учебная, справочная и т.п.
1
Сегодня чаще всего это связано с невостребованностью обществом высокоподготовленных
специалистов.
|