Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
66
работы и пр. Здесь признак так ясен, что сложностей при делении за исклю-
чением специфических моментов не возникает. Но бывают случаи, когда
очень трудно найти или выделить общий признак, единое основание, кото-
рые позволили бы в рамках общего понятия четко отделить одну группу яв-
лений от другой. Так, нередко фильмы делят на художественные и комедий-
ные, хотя комедийные фильмы являются также художественными. И хотя это
все понимают, но найти для серьезных, глубоких художественных фильмов
какое-то единое основание не удается. В метро объявляют: "Граждане пасса-
жиры, у нас принято уступать места женщинам и людям старшего возраста".
И только понимание трудности выделения некоторого общего признака для
понятий "женщины" и "люди старшего возраста" не позволяет обвинить ав-
торов обращения в логической несуразности. Понятийное определение и по-
строение альтернатив является важнейшим в социологии.
По единому логическому основанию
Еще одним важнейшим принципом определения понятийного содер-
жания вопроса является построение его альтернатив по единому логическо-
му основанию. Простейший пример: "Ваш пол?" (мужской, женский). Здесь
единое основание пол, т.е. понятие "пол" включает в себя на равных основа-
ниях и мужчин, и женщин. В вопросе "Ваше образование?" единым логиче-
ским основанием для построения его альтернатив является наличие того или
иного уровня образования.
Но нередко принцип единого логического основания при формирова-
нии альтернатив нарушается. Причем нарушение это бывает настолько час-
то, что приходится говорить о нем, как об одной из грубейших ошибок при
построении вопросов.
Фрагмент анкеты:
"ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАБОТУ (ПОСТОЯННУЮ
ИЛИ ВРЕМЕННУЮ)?"
Имею постоянную работу....................................... (  )
Имею временную работу......................................... (  )
Работу не имею......................................................... (  )
Это пример того, как альтернативы в вопросе выведены не по едино-
му логическому основанию, а по двум. Первое логическое основание - имеет
ли он постоянную или временную работу, что и подразумевает содержание
вопроса. Второе основание - отсутствие работы.
На первый взгляд ничего особенного в таком смешении различных
логических оснований в одном вопросе нет. Респондент выбирает какую-
либо одну альтернативу, т.е. он имеет постоянную работу, либо временную
или не работает совсем. И в зависимости от выбора мы получаем данные по
каждой альтернативе и делаем заключение, сколько людей имеют работу,
среди них постоянную или временную, и сколько не работает. Если такое
Hosted by uCoz