Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
76
твердить или не подтвердить в ответе. Если мы даем отрицание в вопросе,
то в этом случае определенность снимается или же она рассматривается че-
рез отрицание отрицания, т.е. через два отрицания, например "нельзя не ска-
зать". Два отрицания дают положительный ответ. Это более сложный обо-
рот. Он представляет для ответа большую сложность и в естественном, раз-
говорном языке, и в социологической анкете. Поэтому вопросы чаще всего
употребляются в положительной интонации, хотя это не совсем правильно,
поскольку в этом случае появляется внушающая установка, которая может
привести к увеличению доли положительных ответов респондентов. Впро-
чем, и отрицательная тональность может привести к повышению доли от-
рицательных ответов. Здесь также проявляется эффект внушающего построе-
ния вопроса.
Но не редко возникают случаи, когда появляется необходимость выра-
зить содержание вопроса через отрицание. Например: "Скажите, пожалуй-
ста, считаете ли Вы для себя невозможным обмануть человека в чем-либо?"
Отрицательная формулировка в данном случае усиливает содержательную
направленность вопроса, позволяет ярче, четче, определеннее подчеркнуть
нужную мыль. Сравните: "Скажите, пожалуйста, можете ли Вы обмануть че-
ловека в чем-либо?" Это по сути уже другой вопрос. Первая формулировка
подчеркивает невозможность обмануть, тогда как вторая допускает такую
возможность. Первая формулировка мягкая, вторая жесткая; первая более
вежливая, уважительная, вторая менее корректная.
Конечно, можно было бы сформулировать вопрос в нейтральной
форме: "Некоторые люди по субъективным и объективным причинам иногда
обманывают, например, обещают прийти или позвонить и не приходят, не
звонят; обещают вернуть книгу и не возвращают и пр. А как Вы поступаете в
этом случае?" Возможно в такой формулировке вопрос звучит лучше, но он
не выполняет задачи, поставленной социологом в вопросе с отрицанием.
При формулировке вопроса с одним отрицанием необходимо учиты-
вать его особенности:
1. Вопрос в отрицательной формулировке воспринимается респон-
дентом труднее, чем вопрос в положительной тональности, а соответствен-
но на него труднее отвечать, что может привести к отказу от ответа.
2. Вопрос с отрицанием увеличивает долю отрицательных ответов по
сравнению с вопросом в нейтральной формулировке.
3. Респонденту легче ответить "да", чем "нет", поэтому вопрос с отри-
цанием вызывает или может вызвать негативное отношение.
Свои особенности имеет вопрос с двумя отрицаниями. Если мы име-
ем дело с дихотомическим вопросом, то вопрос такого типа, как например:
"Не считаете ли Вы для себя невозможным обмануть кого-либо?" с альтерна-
тивам "да", "нет", может вызвать у респондента большие трудности. Если он
ответит "нет", то означает ли это, что он считает для себя невозможным об-
мануть кого-либо или же он это считает не невозможным. Если он выберет
альтернативу "да", то в этом случае остается так же непонятным, считает ли
он для себя невозможным обмануть кого-либо или же он считает для себя
|