Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
83
"КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ЧИТАЕТЕ?"
Учебную, специальную..............
.( )
Научно-популярную...................
( )
Художественную.........................
. ( )
Политическую............................
( )
Социально-экономическую........
.( )
Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое ос-
нование - чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не
употребляется, поскольку альтернативы в ней независимы друг от друга и
респондент может выбрать любое количество предлагаемых ответов. Каж-
дый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется практически
самостоятельно, вне связи с другими. Можно, конечно, упорядочить и дан-
ную шкалу, но для этого необходимо ввести какое-то другое основание для
выделения, скажем, по значимости чтения иного вида литературы, но это
уже будет другой тип шкалы.
Ранговая (порядковая) шкала. Ранговая, или порядковая, шкала уста-
навливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с
некоторым общим логическим основанием. Так, перечень профессий можно
упорядочить по их сложности, по уровню квалификации, по разрядам и пр.
Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках
единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответст-
венно и качественного) приоритета одного значения над другим.
Например, при изучении общественного мнения, измеряя интенсив-
ность свойств, суждений и оценок, можно использовать такие обозначения
элементов шкалы:
вполне удовлетворен;
удовлетворен, но не совсем;
больше удовлетворен, чем не удовлетворен;
больше не удовлетворен, чем удовлетворен;
скорее не удовлетворен;
полностью не удовлетворен.
Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое зна-
чение по отношению к любому последующему элементу.
Фрагмент анкеты:
"СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГЛО ЛИ ВАМ ОБУЧЕНИЕ НА ПОД-
ГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПОСТУПИТЬ В ИСТИТУТ? "
Да, подготовительное отделение дает хорошую
подготовку и благодаря ему я поступил(а) в
институт................................................................... 01
Подготовительное отделение, безусловно, дает
знания, но не очень хорошие, и их недостаточно
для поступления в институт................................... 02
В целом подготовительное отделение не дает
хорошей подготовки, можно было поступить и
|