Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
97
ЛЮДЕЙ ИЛИ ХОРОШИХ ЗНАКОМЫХ?"
Да, нравится............................................    (    )
Нравится, но не всегда...........................    (    )
Как правило, не нравится.......................    (    )
Это один из примеров контактного вопроса. Он не сложен для пони-
мания и ответа. Большинство респондентов наверняка выберут первую аль-
тернативу. Кому не нравится получать подарки?
Необходимо стремиться к тому, чтобы с первых же вопросов респон-
дент проявил живейшую заинтересованность и желание продолжить разго-
вор. "Как Вы хорошо сказали...", "Как Вы точно определили...", "Вы сказали
совершенно верно...", "Это тонко подмечено..." - так обычно говорят респон-
денты при удачном формулировании вопроса в интервью. И надо стремить-
ся, чтобы точно так же они могли сказать и в заочном разговоре, при запол-
нении анкеты. Вам необязательно это слышать, главное, чтобы они это ска-
зали себе. Тогда совсем по-другому будут восприниматься и другие вопросы,
которые, возможно, не всегда интересны респонденту. Но если доверие за-
воевано, если внимание пробуждено, то и другие вопросы будут восприни-
маться в эмоциональном контексте первых контактных вопросов. В даль-
нейшем забота социолога заключается в том, чтобы поддерживать эмоцио-
нальный заряд, заинтересованность и внимание в течение всей работы с ан-
кетой.
Контактные вопросы, как и все вспомогательные, обычно не исполь-
зуются для содержательного анализа в рамках исследовательской задачи. У
них только одна, узконаправленная функция - установление контакта. Одна-
ко эти вопросы содержат и определенную информацию. Другое дело, что эта
информация в данном исследовании не нужна, хотя можно построить кон-
тактный вопрос таким образом, что он будет нести содержательную инфор-
мацию по теме исследования, т.е. выполнять две функции.
Именно потому, что вспомогательные вопросы, в частности контакт-
ные, не несут содержательной информации по теме исследования, в целях
экономии места они не используются или используются редко. Почему-то
считается, что если вспомогательный вопрос - значит необязательный, не-
нужный. Ошибочность такого подхода будет доказана дальше.
Подготовительные вопросы. Опрос студентов первого-пятого курсов
МГУ имени М.В. Ломоносова (1982 г.) проводился с целью выяснить, как
они готовились к вступительным экзаменам. Если первокурсники помнили
все обстоятельства поступления очень хорошо, то для пятикурсников это
время уже было "как сон, как утренний туман". Для оживления воспомина-
ний было задано несколько вопросов: в какой школе учился (в общеобразова-
тельной, специализированной, вечерне-сменной, ПТУ, техникуме), т.е. где
получил общее среднее образование; что делал, где работал до поступления
в МГУ (работал, учился, служил в армии или нигде не работал, только гото-
вился к вступительным экзаменам). Затем следовал вопрос о том, как он
учился в школе (отлично, хорошо, средне). Эти вопросы помогли респонден-
Hosted by uCoz