туземных культурах, мы обнаружим значительное различие. Некоторые аспекты этого различия
касаются отношения к смерти и к нашему познанию материального мира, В частности, западная
наука совершила множество открытий в самом широком спектре областей от астрофизики до
мира квантов. Древние и туземные культуры ничего об этом не знали. Однако это нечто вполне
естественное, связанное с течением времени и с прогрессом. Этого вполне следует ожидать.
Но есть и другой аспект отличия экстраординарный и удивительный и касается он
фундаментального расхождения, касающегося вопроса о присутствии или отсутствии духовного
измерения во вселенной. Для западной науки мир представляет собой по сути своей материальную
систему, которая сотворила себя сама. Этот мир постигаем, по крайней мере принципиально,
его можно полностью понять на основе естественных законов. Жизнь, сознание и разум
рассматриваются наукой как более или менее случайные, побочные продукты материи.
Полностью отлична от этого характерная для древних и туземных культур концепция
одушевленной вселенной, обладающей многими различными измерениями, в том числе и
духовным. Все эти измерения являются разными аспектами реальности.
Обычно различие между двумя мировоззрениями объяснялось тем, что западная наука стоит
гораздо выше примитивных суеверий. Любое представление о духовности материалистические
ученые считают проявлением недостаточного знания, предрассудка, фантазий, стремления
принять желаемое за действительное, примитивного магического мышления, проецированием
инфантильных образов на небо мироздания, а то и просто симптомом тяжелого душевного недуга.
Однако более пристальное изучение вопроса приводит нас к выводу, что дело отнюдь не в этом. В
результате сорокалетних исследований сферы сознания я убежден, что подлинной причиной
различия являются наивность и невежество западной индустриальной цивилизации в отношении
неординарных состояний сознания. Все древние и туземные культуры относились к измененным
состояниям сознания с величайшим почтением. Они тщательно разрабатывали безопасные и
эффективные способы их индуцирования и применения в самых разных целях и в качестве
основного связующего звена в ритуальной и духовной жизни, и для диагностирования и ис-
целения заболеваний, и для развития интуиции и сверхчувственного восприятия, и для
артистического вдохновения.
Р а с с е л : Ранее я уже говорил, что корни нынешнего интереса к сфере сознания прослеживаются
уже в шестидесятые годы. Любопытно отметить, что в значительной степени эта смена интересов
была вызвана именно необычными состояниями сознания. В тот период впервые в нашей истории
психоделики использовались в самых широких масштабах, в результате чего многие люди
пережили особые состояния, о которых мы говорим. Воздействие их было чрезвычайно глубоким.
Многие после таких переживаний стали совсем другими людьми. И это влияние никуда не ушло.
Помню, однажды, в начале восьмидесятых, Тимоти Лири спросили, куда делись дети цветов. Он
ответил, что они ушли в семена. А ведь так оно и есть. На сегодняшний день этим людям за сорок
и за пятьдесят. Лишь немногие полностью выпали из общества, в большинстве же своем они вновь
интегрировались в нем, создали семьи, родили детей, сделали карьеру. Некоторые занимают
сегодня весьма респектабельные и влиятельные позиции. Я лично знаю таких, кто руководит
крупными корпорациями, некоторые стали ведущими фигурами в шоу-бизнесе, другие занимают
важные посты в сферах образования, управления и здравоохранении. И для многих видения и
прозрения, которые они обрели в шестидесятые годы, все еще сохраняют свою ценность. Неко-
торые ненавязчиво используют свое нынешнее влияние для того, чтобы их видение постепенно
просачивалось в общество.
Еще одна интересная особенность последних лет растущий интерес к сознанию среди ученых.
В прошлом наука оставляла вопросы сознания без внимания, имея на это вполне веские
основания. Сознание невозможно измерить, как другие явления и объекты; его нельзя до-
кументировать, его не так-то просто даже определить. Да и физический мир, как кажется,
прекрасно продолжает функционировать в сознании без необходимости. Поэтому особого стимула
изучать этот предмет не было. Но сегодня все меняется в какой-то мере благодаря растущему
знанию о работе мозга, и вопрос о сознании постепенно снова оказывается в фокусе внимания.
Ученые и философы начинают интересоваться: а что же такое сознание? Как оно соотносится с
деятельностью мозга? Как оно эволюционировало? И откуда оно берется? В последние несколько
лет этой теме был посвящен целый ряд международных научных конференций. Ею занимается
новое научное издание Журнал исследования сознания.
Итак, отчасти такая открытость к вопросу изучения сознания вызвана развитием науки, однако я
полагаю, что в значительной степени она явилась и результатом того, что уже у очень многих
|