насколько он амбициозен. Обычно, если только его экономическая ситуация не находится ниже
всяких допустимых норм, ему требуется подняться выше первого уровня. Когда он выполняет
работу только ради заработка, он забывает ее, как только она завершена. Закрывая дверь офиса
или магазина, он тут же выбрасывает ее из головы и начинает смотреть по сторонам, думая о том,
как потратить заработанные деньги.
Мне кажется, что самое лучшее уметь сочетать свою частную жизнь и общественную
деятельность увлекательным и осмысленным образом. В этом случае удается достигать
свершений, сохраняя гармонию тела и души. Важно не бояться следовать своим наклонно-
стям, придерживаясь ощущения, что вы идете именно к тому, что вы действительно хотите
совершить в своей жизни.
Правда, в жизни многих людей на Западе хотя, конечно, не всех есть определенная ловушка:
это свойственный им скептицизм в отношении их собственного желания или даже самой их
способности действовать во благо общества и жить в ладу с природой. Многие придерживаются
такой точки зрения, что весь этот разговор о целях и смысле есть лишь самообман, и вообще,
дескать, люди работают потому, что им нужны деньги. Все, от посыльного и дворника до
президента крупной компании и президента государства, просто зарабатывают деньги и, если
могут, становятся богаче. Такой вид мышления игнорирует все, связанное с осмысленной работой
и свершениями сверх ежемесячной платежной ведомости.
Р а с с е л : В этой связи напрашивается вопрос о том, почему люди так привязаны к деньгам. Сами
по себе деньги не делают нас счастливыми; обладание грудой зеленой бумаги, кусков желтого
металла или отпечатанных на банковском бланке цифр счастья не приносит. Ценность денег в том,
что мы можем на них приобретать. Их можно использовать для того, чтобы покупать
разнообразные предметы, которые, как нам кажется, сделают нас более довольными, более
защищенными и более уравновешенными. Значит, мы опять возвращаемся к выводу, что
внутренние чувства и переживания человека находятся в зависимости от того, чем он обладает и
что он делает во внешнем мире, от доступных ему видов переживаний. Мы думаем, что чем
больше у нас будет денег, тем мы будем счастливее. Но на самом делемежду финансовым
благополучием и счастьем очень низкая корреляция. Я знаю весьма обеспеченных и в то же время
подавленных и беспокойных людей, отнюдь не чувствующих себя в безопасности. Но у меня же
есть и друзья, являющиеся по западным меркам бедными людьми, с трудом сводящими концы с
концами и живущими на случайные заработки, однако именно самые счастливые,
доброжелательные и любящие люди, которых я знаю.
Л а с л о : Они вырвались из-под власти всех этих свойственных обществу потребления стимулов
и ловушек накопительства, всех этих убеждений, согласно которым, если у вас есть деньги, вы
можете купить то, что даст вам покой, статус и престиж, и что чем больше вам принадлежит
вещей, тем вы лучше.
Недавно в Индии я видел рекламу кажется, холодильника, в которой рекламируемый
продукт открытым текстом назывался гордостью владельца, предметом зависти соседа. Дескать,
если вы купите его, вы будете гордиться, а ваш сосед завидовать. И это соображение считается
основным стимулом для совершения покупки. Согласно этому виду заблуждения, вы, как человек,
лучше, если можете купить более дорогую вещь. В этом случае вы будете горды собой, а ваши
соседи будут вам завидовать.
Р а с с е л : Достаточно взглянуть на любую рекламу любого продукта или услуги, чтобы
убедиться, что за всем этим стоит такое сообщение: купи это и будешь чувствовать себя лучше.
Такой призыв апеллирует к вере в то, что наша внутренняя гармония находится в зависимости от
того, что мы делаем или чем обладаем. Именно
эта вера и держит нас в зависимости, которую реклама старается всеми силами упрочить.
Г р о ф : Психология рекламы представляется мне крайне интересным явлением. Всем известно,
как часто работники рекламы ради продажи своих продуктов эксплуатируют человеческую
гордость, жадность, сексуальность. Использование сексуальности распознать легче по крайней
мере тем из потребителей, у которых более высокий уровень образованности и знакомства с фрей-
довским психоанализом, способным заметить не только открытое использование темы секса в
целях продвижения товаров или услуг, но и более тонкий, скрытый сексуальный символизм.
Кристина в своем исследовании взаимосвязи между наркотической зависимостью и духовностью
обнаружила, что рекламная индустрия все чаще пытается соблазнять потребителей, прибегая к
духовной символике. У Кристины уже накопилась солидная коллекция образцов рекламы, в
которых различные продукты привязываются к образам золота, драгоценных камней,
|