заниматься физическими упражнениями и т.п. Но люди, если они не видят никаких внешних
знаков неблагополучия, склонны игнорировать эти рекомендации. До тех пор, пока не происходит
какая-нибудь неприятность, они не видят никакой необходимости в изменениях. Потом может
случиться сердечный приступ, развиться рак или другое заболевание, и это заставит их
прислушаться к тому, что им говорили в течение последних десяти лет. А пока жизнь наша ком-
фортабельна, мы не желаем делать ничего из того, что кажется нам чересчур неудобным.
Необходимость в переменах доходит до нас лишь тогда, когда все уже очень плохо. Поэтому, судя
по всему, нам остается лишь уповать на то, что кризис разразится как можно раньше и что он
будет достаточно мощным, чтобы пробудить нас, но недостаточно для того чтобы нас
уничтожить.
Л а с л о : Это трудно осуществить в реальном мире.
Р а с с е л : Я не утверждаю, что мы должны осуществить это. Я хотел лишь отметить, что обычно
мы не
беремся за ум до тех пор, пока ситуация не станет слишком скверной. Разумеется, не каждому
необходимо заболеть для того, чтобы начать меняться; есть и такие люди, которые
прислушиваются к советам и меняются заблаговременно. Именно такое отношение мы и должны
поощрять на глобальном уровне.
Л а с л о : Я согласен с вами. Но это лишь подчеркивает настоятельную потребность в новом
взгляде на себя и на мир, то есть на новой карте реальности. Стэн, вы в своих книгах пишете о
новой картографии сознания. Не следует ли из этого и новая картография космоса? Если в
сознании есть поразительные аспекты, и если сознание связано с космосом, то вполне можно
предположить наличие необычных аспектов и в космосе. Это должна быть картография, отличная
от общепринятой.
Г р о ф : Новая, существенная расширенная карта психики, о которой я говорил и писал, в то же
время является и новой картой реальности, поскольку две категории переживаний, которыми она
обогащает традиционную картографию, рассматриваются в ней не как патологические нарушения,
а как аутентичные аспекты существования как такового. Содержание переживаний, относящихся к
первой из этих категорий, описывает привычный нам из повседневной жизни мир, но
воспринимаемый с радикально иной точки зрения. Вместо того чтобы переживать его
разнообразные элементы как объекты, мы становимся ими. И, как это ни странно, становясь ими,
мы получаем доступ к новой и совершенно незнакомой ранее информации о них. Это радикально
иной способ приобретения знаний о вселенной мы не реги-стрируем различные качества
внешних объектов посредством своего сенсорного аппарата с дальнейшим анализом и синтезом
полученной информации, но становимся самими этими объектами.
Переживания второй категории еще более удивительны, В них фигурируют измерения реальности,
существование которых отрицается западной индустриальной цивилизацией. Я говорю о
мифологическом измерении существования, архетипических существах и областях, к которым
древние и туземные культуры относились как к божественным. В момент переживания они столь
же реальны или даже более реальны, чем наш повседневный опыт материального мира. И они
тоже способны поставлять новую и точную, неизвестную прежде информацию.
Л а с л о : Складывается впечатление, что посредством таких переживаний мы обретаем
совершенно иную картографию реальности.
Г р о ф : Совершенно верно. Ведь, в сущности, мы говорим о коллективном бессознательном
Юнга или, как минимум, об одном из его важных аспектов. Другой интересный его аспект это
область, содержащая запись полной истории человечества. Взгляды Юнга на архетипические
области не всегда отличаются ясностью. Первоначально он считал их чем-то изначально
встроенным в аппаратное обеспечение мозга. Это в какой-то мере напоминает
предрасположенность к инстинктивному поведению. В других случаях он ссылается на нее как на
общее культурное наследие человечества. Еще позже Юнг стал рассматривать архетипы в
качестве космических паттернов, превосходящих реальность консенсуса.
Данные, полученные при изучении неординарных состояний сознания, значительно подкрепляют
третью точку зрения. Они дают основания предполагать, что область архетипов расположена
между реальностью консенсуса и недифференцированным сознанием космического творческого
принципа. К примеру, архетип Великой Матери-Богини подобен универсальному трафарету,
находящему свое конкретное выражение в конкретных матерях.
В этой связи вспоминаются проходящие в наши дни философские дебаты между номиналистами и
реалистами вокруг платоновской концепции идей. Номиналисты считают их абстрактным
|