нальных идеи, из которых могут черпать вдохновения, у них появляется уникальная возможность
получить мощные личные переживания. Никто никого не старается убедить в чем-то или
наставить. Семинары осуществляются благодаря личной заинтересованности участников, а не
рекламе.
Л а с л о : В искусстве общение тоже не должно основываться на наставлениях. В конце концов,
артист это человек, переживающий свою жизнь и вносящий в это переживание особенно
обостренную чувствительность. Это естественно находит свое выражение в произведениях
искусства, порождаемых его эстетическим опытом.
Моя идея заключается в том, что если у артиста действительно есть такая чувствительность, то он
несет ответственность за ее воплощение в жизнь. Речь идет не только о его личном спасении или
индивидуальном эго на чашу весов поставлено также благополучие других людей и развитие
общества.
Г р о ф : Искусство не обязано делать однозначные и всеобъемлющие высказывания для того,
чтобы апеллировать к своему времени. Вспомните поразительный успех фильма Звездные
войны, в котором отнюдь не рассматривались актуальные вопросы нашей эпохи. Это была
научная фантастика с глубоко архетипическими мотивами: борьба добра со злом, сообщество
людей с высокими идеалами, защищающее свою свободу от посягательств со стороны империи
зла, духовные ценности против дегуманизированного технократического общества, использование
Силы... Все это происходит когда-то, в некой отдельной галактике, и тем не менее, какнетрудно
видеть, все это актуально и для нашей нынешней ситуации.
Л а с л о : Таких примеров немало. Например, серия фильмов о Планете Обезьян. Публика живо
откликалась на них, потому что они рассказывают о том, как над человеческим семейством в
целом нависает угроза. Совершенно неожиданно наш биологический вид из-за собственной
недальновидности оказывается порабощен другим. Через этот сюжет создатели фильма смогли пе-
редать ощущение принадлежности ко всему человечеству. Есть и другие захватывающие образцы
научной фантастики, но я не вижу их непосредственной уместности по отношению к конкретным
проблемам нашей планеты. Существуют темы, куда более актуальные и отнюдь не менее
интересные, чем межпланетные путешествия.
Р а с с е л : Конкретный сюжет таких фильмов, как Звездные войны, возможно, и не касается
злободневных вопросов современности, но лежащие в их основе идеи весьма злободневны. Не
только идея Да будет с тобой Сила, но и многие другие: гнев бесполезен, ты должен
преодолеть свои страхи. Эти идеи универсальны и актуальны для любых времен. Сходные
серьезные сообщения, приложимые не только для персонажей в их вымышленной ситуации, но и
для нас в нашем сегодняшнем дне, можно найти и во многих других удачных научно-
фантастических фильмах. Возможно, это одна из причин их ошеломляющего успеха: в них
сказывается глубокое постижение человеческой души.
Значимо и то, почему вообще такие идеи просачиваются в кинематограф. Люди, пишущие
сценарии и ста-
вящие фильмы, тоже являются человеческими существами, находящимися на своем личном пути
самораскрытия. Когда они обнаруживают какую-то жизненную мудрость, они, естественно,
стремятся сообщить ее остальному миру и стараются сделать это в таком формате, который в
наибольшей степени способен донести их идеи до самой широкой аудитории. Этот вид
коммуникации весьма тонок если вы будете слишком явно проповедовать, люди не станут вас
слушать. Сообщение должно быть оформлено правильным образом, и для этого требуется
изрядное мастерство.
Однако, возвращаясь к вашему, Эрвин, вопросу о том, следует ли убеждать артистов, я думаю, что
многие из них уже убеждены.
Л а с л о : Мой вопрос состоял в том, можно ли как-то убедить артистов настроить правильным
образом свою сенситивность, вытянуть свои антенны и взять на себя сознательную
ответственность по отношению к нашему времени.
Р а с с е л : В постановке вопроса таится допущение, что они пока этого не делают.
Л а с л о : Я не думаю, что никто из них этого не делает. Разумеется, некоторые делают. Но я
совершенно уверен, что люди искусства могли бы делать намного больше, чем сейчас, и что число
тех, кто берет на себя ответственность, может быть намного шире, чем теперь.
Р а с с е л : Я все-таки слышу в этих словах предположение, что мы неким образом лучше их или
знаем больше, чем они.Л а с л о : Такой вывод не является неизбежным. Как сказал Бернард Шоу,
для того чтобы судить о качестве омлета, необязательно уметь снести яйцо. Мы в состоянии
|