Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 78 
Next page End  

нальных идеи, из которых могут черпать вдохновения, у них появляется уникальная возможность
получить мощные личные переживания. Никто никого не старается убедить в чем-то или
наставить. Семинары осуществляются благодаря личной заинтересованности участников, а не
рекламе.
Л а с л о : В искусстве общение тоже не должно основываться на наставлениях. В конце концов,
артист — это человек, переживающий свою жизнь и вносящий в это переживание особенно
обостренную чувствительность. Это естественно находит свое выражение в произведениях
искусства, порождаемых его эстетическим опытом.
Моя идея заключается в том, что если у артиста действительно есть такая чувствительность, то он
несет ответственность за ее воплощение в жизнь. Речь идет не только о его личном спасении или
индивидуальном эго — на чашу весов поставлено также благополучие других людей и развитие
общества.
Г р о ф : Искусство не обязано делать однозначные и всеобъемлющие высказывания для того,
чтобы апеллировать к своему времени. Вспомните поразительный успех фильма “Звездные
войны”, в котором отнюдь не рассматривались актуальные вопросы нашей эпохи. Это была
научная фантастика с глубоко архетипическими мотивами: борьба добра со злом, сообщество
людей с высокими идеалами, защищающее свою свободу от посягательств со стороны империи
зла, духовные ценности против дегуманизированного технократического общества, использование
Силы... Все это происходит “когда-то, в некой отдельной галактике”, и тем не менее, какнетрудно
видеть, все это актуально и для нашей нынешней ситуации.
Л а с л о : Таких примеров немало. Например, серия фильмов о Планете Обезьян. Публика живо
откликалась на них, потому что они рассказывают о том, как над человеческим семейством в
целом нависает угроза. Совершенно неожиданно наш биологический вид из-за собственной
недальновидности оказывается порабощен другим. Через этот сюжет создатели фильма смогли пе-
редать ощущение принадлежности ко всему человечеству. Есть и другие захватывающие образцы
научной фантастики, но я не вижу их непосредственной уместности по отношению к конкретным
проблемам нашей планеты. Существуют темы, куда более актуальные и отнюдь не менее
интересные, чем межпланетные путешествия.
Р а с с е л : Конкретный сюжет таких фильмов, как “Звездные войны”, возможно, и не касается
злободневных вопросов современности, но лежащие в их основе идеи весьма злободневны. Не
только идея “Да будет с тобой Сила”, но и многие другие: “гнев бесполезен”, “ты должен
преодолеть свои страхи”. Эти идеи универсальны и актуальны для любых времен. Сходные
серьезные сообщения, приложимые не только для персонажей в их вымышленной ситуации, но и
для нас в нашем сегодняшнем дне, можно найти и во многих других удачных научно-
фантастических фильмах. Возможно, это одна из причин их ошеломляющего успеха: в них
сказывается глубокое постижение человеческой души.
Значимо и то, почему вообще такие идеи просачиваются в кинематограф. Люди, пишущие
сценарии и ста-
вящие фильмы, тоже являются человеческими существами, находящимися на своем личном пути
самораскрытия. Когда они обнаруживают какую-то жизненную мудрость, они, естественно,
стремятся сообщить ее остальному миру и стараются сделать это в таком формате, который в
наибольшей степени способен донести их идеи до самой широкой аудитории. Этот вид
коммуникации весьма тонок — если вы будете слишком явно проповедовать, люди не станут вас
слушать. Сообщение должно быть оформлено правильным образом, и для этого требуется
изрядное мастерство.
Однако, возвращаясь к вашему, Эрвин, вопросу о том, следует ли убеждать артистов, я думаю, что
многие из них уже убеждены.
Л а с л о : Мой вопрос состоял в том, можно ли как-то убедить артистов настроить правильным
образом свою сенситивность, вытянуть свои антенны и взять на себя сознательную
ответственность по отношению к нашему времени.
Р а с с е л : В постановке вопроса таится допущение, что они пока этого не делают.
Л а с л о : Я не думаю, что никто из них этого не делает. Разумеется, некоторые делают. Но я
совершенно уверен, что люди искусства могли бы делать намного больше, чем сейчас, и что число
тех, кто берет на себя ответственность, может быть намного шире, чем теперь.
Р а с с е л : Я все-таки слышу в этих словах предположение, что мы неким образом лучше их или
знаем больше, чем они.Л а с л о : Такой вывод не является неизбежным. Как сказал Бернард Шоу,
для того чтобы судить о качестве омлета, необязательно уметь снести яйцо. Мы в состоянии
Hosted by uCoz