никогда бы не был сотворен. Творение феноменальных миров раздельности является, таким
образом, неизбежным аспектом Бога, а, значит, в мире, в котором мы обитаем, есть нечто очень
ценное.Едва ли существует удовлетворительное, окончательное решение этой дилеммы.
Недифференцированное божественное нуждается в акте творения, а расколотые единицы сознания
в этом мире страстно стремятся вернуться к первоначальному единству. Поэтому возникает
следующий вопрос: можно ли как-то разумно приспособиться к этому динамическому
напряжению в космической системе, и если да, то как? Очевидно, решение не состоит в том,
чтобы отвергнуть телесное существование как низшее и лишенное ценности и попытаться
вырваться из него. Любое удовлетворительное решение должно будет вобрать в себя и земное, и
трансцендентальное измерение, и мир форм, и область бесформенного.
Материальная вселенная в том виде, в каком мы ее знаем, предлагает бесчисленные возможности
для необычных приключений в сфере сознания. Лишь в физической форме и на материальном
плане мы можем влюбляться, наслаждаться экстазом секса, растить детей, слушать музыку
Бетховена или восхищаться картинами Рембрандта. Только на земле мы можем слушать пение
соловья или вкушать вуаябез и другие деликатесы. Но когда мы полностью отождествляемся с
телом-эго и свято верим в то, что материальный мир является единственной реальностью, мы не
можем в полной мере наслаждаться своим участием в творении. Мы одержимы ощущением своей
личной незначительности, непостоянства всего и неизбежности смерти.
Для того чтобы разрешить дилемму, необходимо обратиться внутрь себя. Когда мы в достаточной
мере располагаем эмпирическим знанием надличностных аспектов существования, включая нашу
собственную подлинную идентичность и наш космический статус, повсе-
дневная жизнь становится более легкой и вознаграждающей. По мере продолжения своего
внутреннего поиска, мы рано или поздно открываем за пределами всех форм сущностную пустоту.
Как утверждают буддистские учения, знание виртуальной природы феноменального мира и его
пустотности способно помочь нам достичь свободы от страданий. Это предполагает также призна-
ние того факта, что вера в реальность отдельной личности, включая нашу собственную, в
конечном счете является заблуждением.
Л а с л о : Идея кармы полна смысла и привлекательности. Это идея продолжающегося не только
всю жизнь, но и после смерти, процесса роста и развития. Вы можете улучшать состояние каждой
своей жизни до тех пор, пока не достигнете более высокого измерения. Это очень осмысленный
взгляд на жизнь и на смерть.
Г р о ф : Много лет назад меня пригласили в Вашингтон для участия в конференции,
организованной по инициативе сенатора Клейборна Пелла. Ее темой была возможность
продолжения сознательного существования после смерти.
Там собрались представители академического мира с впечатляющим списком заслуг, а также ряд
выдающихся духовных учителей. Мы взялись за предложенную тему со всей серьезностью и
научной строгостью. Руперт Шелдрейк выступил с докладом о возможности сохранения памяти
после смерти; Чарльз Тарт представил соответствующие данные парапсихологических ис-
следований, а я вынес на обсуждение результаты наблюдений р области исследования сознания,
которыеподдерживали предположение о жизни после смерти. Взглядами своих религий на эту
тему поделились тибетский лама Согьял Ринпоче и архиепископ Джон Спондж.
По общему впечатлению, которое сложилось в ходе этих выступлений, по обсуждаемому вопросу
накопилось достаточно много материала, заслуживающего серьезного отношения и
систематического исследования. Захватывающе интересны, к примеру, рассказы из жизни Тибета
об использовании специальных тестов для проверки предположения о том, что тот или иной
ребенок является перерождением конкретного ламы. Это же можно сказать и о допускающих
фактологическую проверку рассказах о внетелесных переживаниях в околосмертных ситуациях.
Л а с л о : У меня был интересный обмен идеями с Ианом Стивенсоном об интерпретации
феноменов реинкарнации. Я не считаю, что феномены так называемых воспоминаний о
предыдущих жизнях следует интерпретировать исключительно как доказательство
перевоплощения души. Их можно толковать и как проявление паранормального доступа к
надличностной информации, которая, возможно, приходит к нам из разумов и переживаний
других людей и лишь переживается как наши собственные, весьма необычные воспоминания.
Г р о ф : В любом случае вопросы реинкарнации и продолжения сознательного существования
после смерти представляют не только теоретический интерес. Они имеют весьма серьезное
практическое значение. То, как мы отвечаем для себя на эти вопросы, очень глубоко
|