нет такой озадаченности как, с помощью каких средств ощутить радость, боль,
тоску; не вызвать в себе, а именно ощутить уже возникшее чувство?
3.
Пользуясь случаем, автор выражает признательность О. И. Генисаретскому за
необычайную щедрость, с которой он делился своими знаниями и
методологическим искусством.
4.
В таком, самом общем определении понятие переживания совпадает с
картезианским "cogito". "Под словом мышление (cogitatio), пояснял Декарт, я
разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его
сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также и
чувствовать означает здесь то же самое, что и мыслить" (61, с.429).
5.
Далее вместо термина "переживание-деятельность" мы будем пользоваться
термином "переживание", помечая "звездочкой" случаи, когда это слово будет
употребляться в традиционном для психологии значении.
6.
Не случайно А. Н. Леонтьев, обсуждая перспективные проблемы советской
психологии, писал о том, что вопросы о конфликтных переживаниях и
психологической компенсации до сих пор незаслуженно игнорировались (85).
7.
А в теории деятельности эмоция рассматривается именно так и только так. Хотя
среди авторов, исследовавших эмоции, существуют разногласия по вопросу об их
функциях, то, что эмоция это отражение, пусть особое, имеющее особый объект
(не внешнюю действительность, а отношение ее к потребностям субъекта), особую
форму (непосредственного переживания* или тек называемой "эмоциональной
окраски"), но все-таки отражение и ничто иное в этом пункте все они едины (32,
8.
Здесь необходим небольшой экскурс в область представлений о смысле. Это
понятие в концепции А. Н. Леонтьева неоднозначно. Для наших целей важно
различить три его значения, которые задаются тремя оппозициями: 1) смысл
значение; 2) смысл эмоция; 3) наличие смысла (осмысленность) отсутствие его
(бессмысленность). Первая из них является производной от фундаментальной
оппозиции знания и отношения
(89; 123): как значение единица объективного
знания о действительности, так смысл единица субъективного (пристрастного)
отношения к ней. Это первое значение понятия смысла абстрагируется от
конкретной формы его существования в сознании. Второе противопоставление
смысла и эмоции как раз и различает две основные формы этого существования.
Эмоция-это непосредственное выражение отношения человека к тем или иным
событиям и ситуациям, а смысл это уже нечто опосредованное значениями и
вообще знанием, познанием самого себя и своей жизни: смысл это эмоция с-
мыслью, эмоция, просветленная мыслью. Третья оппозиция (осмысленность
бессмысленность) имеет совсем другое происхождение. Ее истоком является
понятие смыслообразующего мотива. Только когда деятельность субъекта и
вообще ход событий развертываются в направлении реализации
смыслообразующих мотивов, тогда ситуация является осмысленной, имеющей
смысл. В противном случае она становится бессмысленной.
9.
В теории деятельности, кстати сказать, уже существует образец подхода к
смыслообразованию как деятельности, реализованный на материале
псевдоскопического зрения (116; 117).
10. Идея о существовании такого слоя достаточно хорошо отработана в философской
литературе, скажем, в понятии "дорефлексивного сознания". Эта идея в разных
видах неоднократно использовалась и при построении психологических теорий. Не
чужда она и теории деятельности, неявно реализуясь в понятии мотива и явно
используясь группой авторов, попытавшихся доставить во главу угла теоретико-
деятельностного подхода к Давности понятие "смысловых образований" (15,
М. К. Мамардашвили, игнорировать мысль о том, что, "нечто в сознании обладает
бытийными (и поддающимися объективному анализу) характеристиками по
отношению к сознанию в смысле индивидуально-психологической реальности"
|