Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 120 
Next page End  

62. Здесь представлены идеальные соотношения этих высших структур жизни и
опущены проблемы выбора своего жизненного пути, формирования замысла
жизни, порой мучительного поиска подтверждений своего призвания и
разочарования в нем 
63. Из современных фиксаций этого представления наибольшую популярность в
буржуазной психологии приобрело понятие архетипа К. Юнга (6; 94; 167; 209 и
др.), относившего к родословной своего понятия Платоновы "идеи"; "ideae
principiales" Августина, "категории" Канта и "коллективные представления" Леви-
Брюля (209, с.4-5)
64. Поэтому вполне осмысленно и такое представление "пространственных"
отношений между схематизмом и индивидуальным сознанием, когда схематизм
мыслится находящимся не вне, а внутри душевного организма и лишь
актуализирующимся при достижении определенного состояния сознания. 
65. Вот как объясняет эту зависимость современный автор: "Расторжение единства с
совестью – вестницей согласия с другими – является одновременно разрывом
единства с другими людьми, обществом, миром; это разрыв со своей сущностью.
Человек реально перестает быть общественным существом. Таков путь распада,
разложения, омертвления личности" (150, с.169)
66. Индивидуальная тайна – это язва, изнутри разлагающая общение. Полнокровное
человеческое общение предполагает стремление к максимальной открытости
сознания. В нем – постоянная борьба за предельное самовыражение, включение в
общение всего человека, всей полноты его души. Нити ассоциаций,
проявляющихся в общении, как бы пронизывают человека, просвечивают его для
самого себя и для другого. Они должны в идеале охватить всю временную полноту
его жизни, все ряды причин и мотивов поступков, планов и перспектив, должны
очертить его жизненную позицию, высветить содержание его внутреннего мира.
Тайна одного из общающихся – это некоторая дыра, точнее, непрозрачная
инородная капсула в теле общения, место, в котором прерываются ходы беседы,
взаимных объяснений поступков, воспоминаний, планов и т.д. В результате с
развитием общения тайна вольно или невольно "пеленгуется" с разных сторон,
превращаясь таким образом в секрет (тайна типологически отличается от секрета
тем, что в ней скрывается и некоторое содержание, и сам факт его сокрытия, в то
время как при секрете известно (или даже нарочито извещается), что нечто
скрывается, но неизвестно, что именно). Если происходит дальнейшее углубление
общения, оно ведет к полному выталкиванию тайны на поверхность. Можно
сказать, что в стихии общения тайна тяготеет к постепенному обнаружению,
которое в конце концов отливается в различные культурные формы явленности
тайны – от интимного признания вплоть до полной публикации, когда она
органически входит во все поле общения человека, не требуя больше
специальных усилий по ее сокрытию, постоянному заслону от света общения.
Катарсис исповеди и признания и заключается отчасти в этом очищающем тело
общения превращении чужеродных ему ингредиентов в сродственные ему.
Сохранить тайну в душной замкнутости изолированного индивидуального сознания
можно только ценой отказа от подлинного, проникновенного человеческого
общения. 
67. Наша пациентка Н. Л., направленная врачом отделения неврозов на
психокоррекционную беседу, жаловалась на неспособность решить свои семейные
проблемы. Муж запрещал Н. Л. видеться с матерью. Больная тем не менее
продолжала тайно встречаться с нею, испытывая из-за необходимости скрываться
чувство вины перед матерью, а из-за возможности разоблачения – чувство страха
перед мужем. Анализ жизненной ситуации больной показал, что Н. Л. пыталась
действовать так, как если бы ее жизненный мир был прост: она вела себя по
отношению к матери так, будто бы не существовало запрета мужа, а по
отношению к мужу так, будто бы не существовало ее тайных свиданий с матерью.
Другими словами, Н. Л. избегала внутреннего конфликта как такового, боялась
ответственно столкнуть в своем сознании эти два жизненных отношения, пытаясь
заменить одно внутреннее, ценностное, надситуативное решение проблемы
Hosted by uCoz