Наиболее оптимальной следует признать позицию тех исследователей, которые
"обвиняют" защитные процессы не столько за содержание их целей, сколько за их
ограниченность, за то, что они, образно говоря, хотят слишком малого, готовы
платить за это слишком дорого и неразборчивы в средствах.
Каковы эти цели, мы уже знаем защитные процессы стремятся избавить
индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств (188),
предохранить его от осознания нежелательных или болезненных содержаний
(195; 204; 208; 241) и, главное, устранить тревогу и напряженность (199; 203; 204;
210 и др.). Однако средства достижения этих целей, т.е. сами защитные
механизмы, представлены ригидными, автоматическими, вынужденными,
непроизвольными и неосознаваемыми процессами, действующими
нереалистически, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы
(103; 199; 213; 226; 238 и др.). Неудивительно, что цели психологической защиты
если и достигаются, то ценой объективной дезинтеграции поведения (210), ценой
уступок, регрессии, самообмана (130; 201; 213) или даже невроза.
Словом, по формулировке Т. Кр¸бера, самое большое, на что может
рассчитывать человек, "обладающий даже адекватными защитными
механизмами, но не имеющий ничего сверх того, это избежать
госпитализации..." (213, с.184).
Этот результативный максимум защиты одновременно является минимумом того,
на что способно "удачное" переживание. Расположенные на верхнем полюсе
шкалы "удачности" высшие человеческие переживания, ведущие к развитию,
самоактуализации и совершенствованию личности, в психологии анализируются
крайне редко. Предел, который психологи в подавляющем большинстве случаев
ставят "удачности" переживания, его результатам, средствам и характеру, не так
уж высок. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее
адаптивные возможности субъекта (179, с. 337), как реалистическое, гибкое,
большей частью сознаваемое, включающее в себя произвольный выбор, активное
(178, с.532; 213, с.183-184; 226, с.13). Даже для тех авторов, которые основной
внутренней необходимостью человеческой жизни считают самоактуализацию,
стремление к совершенству и реализации своих потенциальностей (130; 171; 223)
и рассматривают переживание именно в отношении этого мотива, оно выступает
обычно лишь как средство устранения или компенсации помех самоактуализации,
а не как процесс, способный внести в совершенствование личности
самостоятельный, позитивный и незаменимый вклад, способный не только
избавить личность от чего-то отрицательного, но и прибавить нечто
положительное. [19]
У ряда исследователей мы находим отдельные намеки на то, что высшие
человеческие переживания осуществляются не в плоскости адаптации, а в
контексте освоения культурных ценностей (53; 101), что они являются
творческими по характеру осуществления (130), а по своим результатам ведут к
"расширению границ индивидуального сознания до всеобщего" (149, с.569; 150),
однако в целом эти процессы почти не раскрытая страница научной психологии.
Итак, в психологической литературе более или менее подробно
проанализированы два типа переживаний, глобально оцениваемых как
негативные и позитивные, "удачные" и "неудачные". Приняв, хотя и не
общепринятое, но наиболее распространенное созначение их соответственно с
|