Завершая на этом обсуждение вопроса о "технологических" измерениях
переживания, скажем, что можно было бы выделить в самостоятельные
парадигмы динамическую и ценностную, которые у нас оказались растворенными
в других парадигмах. Однако динамическая парадигма может быть представлена
как результат "умножения" чисто энергетических представлений, задающих
интенсивность, на содержательно-пространственные представления,
привносящие направленность в описание психических процессов. Что касается
ценностной парадигмы, то она в чистом виде, а не в виде оценочного измерения
практически не представлена в описаниях процессов переживания.
в) ПРОБЛЕМА ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Обычно в переживании участвует не один какой-нибудь механизм, а создается
целая система таких механизмов. "Клинический опыт показывает, пишет Д.
Рапопорт, что защитные мотивы сами становятся предметом защитных
образований, так что для того, чтобы объяснить самые обычные клинические
явления, приходится постулировать целые иерархии таких защит и производных
мотиваций, надстраивающихся одна над другой" (цит. по: 241, с.28). Однако
признание защитных и компенсаторных систем и иерархий само по себе не
освобождает многих авторов от атомистических презумпций и связанных с ними
иллюзорных надежд рано или поздно отыскать исчерпывающий набор защитных
или компенсаторных "первоэлементов", из которых складываются эти системы;
надежд, настолько родственных методологической мечте Уотсона и многих
рефлексологов обнаружить врожденный репертуар атомарных реакций
кирпичиков любого возможного поведения, что есть все основания полагать, что
теоретическое мышление в области изучения процессов переживания проделает
такую же эволюцию, которая в физиологическом изучении поведения
ознаменовалась переходом от рефлексологических представлений о движении к
физиологии активности Н. А. Бернштейна. Эту эволюцию тем легче "предсказать",
что она уже осуществляется как на уровне эмпирических исследований
преодоления человеком критических жизненных ситуаций, в которых клинический
опыт буквально навязывает специалистам представление об уникальности
каждого процесса переживания, так и на уровне теоретической рефлексии:
"Перспективным представляется подход к компенсаторным механизмам как
эвристике, пишет Ю. С. Савенко, т.е. как к системе приемов, формирующихся
конкретно к ситуации и не лишенных творческого начала, не ограничивающихся
привычными шаблонами" (129, с.71).
Ориентироваться на такого рода методологию это не значит отрицать
существование более или менее устойчивых механизмов переживания, это значит
понимать такие механизмы как особые "функциональные органы" (69; 84; 91; 92),
т.е. определенные организации, складывающиеся для реализации целей
конкретного процесса переживания (197).
Подобный "функциональный орган", или механизм переживания, раз сложившись,
может стать одним из привычных средств решения жизненных проблем и
пускаться субъектом в ход даже при отсутствии ситуации невозможности, т.е.
оставаться переживанием лишь по своему происхождению, но не по функции.
В длительном переживании можно наблюдать применение большого количества
средств и стратегий, постепенно сменяющих друг друга. Несмотря на большие
вариации в этой смене наблюдаются особые закономерности. Д. Гамбург и Дж.
|