изучении процессов переживания. Он необходим на первоначальных этапах
изучения всякой сложной действительности. Однако действительная цель науки
состоит не в получении все более абстрактных обобщений, к которым ведет
эмпирический метод, а в воспроизведении в мышлении конкретного (1).
"Теоретическое воспроизведение реального конкретного как единства
многообразного осуществляется единственно возможным и в научном отношении
правильным способом восхождения от абстрактного к конкретному" (56,
Следующая глава представляет собой попытку применить этот теоретический
метод "восхождения" к исследованию переживания.
Глава II
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ
1. ПОСТРОЕНИЕ ТИПОЛОГИИ "ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ"
Общая цель нашей работы разработка теоретических представлений о переживании. С
точки зрения этой цели смысл предыдущей главы состоял в подготовке условий для ее
достижения: мы ввели в категориальный аппарат теории деятельности понятие
переживания, выделили соответствующий ему срез психологической реальности и
показали, как эта реальность отображается в уже существующих концепциях. В итоге мы
имеем, с одной стороны, весьма абстрактную теоретико-деятельностную идею о
переживании, с другой стороны, некоторое представление о соответствующей
эмпирической области, данное в форме совокупности фактов, обобщений, различении,
классификаций и предположений о закономерностях процессов переживания. Теперь
задача заключается в том, чтобы попытаться развернуть исходные абстракции теории
деятельности в направлении этой эмпирии, т.е. осуществить систематическое
"восхождение" от абстрактного к конкретному.
*
* *
Переживание в предельно абстрактном понимании это борьба против невозможности
жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни. Но, естественно, не все,
что отмирает или подвергается какой-либо угрозе внутри жизни, требует переживания, а
только то, что существенно, значимо, принципиально для данной формы жизни, что
образует ее внутренние необходимости. Если бы удалось выделить и описать отдельные
формы жизни и установить имманентные им законы, или "принципы", то очевидно, что
эти законы определяли бы в существенном не только "нормальные" процессы реализации
жизни, но и экстремальные жизненные процессы, т.е. процессы переживания. Иначе
говоря, каждой форме жизни соответствует особый тип переживания, а раз так, то для
того, чтобы выяснить основные закономерности процессов переживания и
типологизировать их, необходимо установить основные психологические закономерности
жизни и типологизировать "формы жизни". Построение такой общей типологии и
составляет непосредственную задачу настоящего параграфа.
|