Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 120 
Next page End  

И наконец, последнее предварительное замечание. Как следует относиться к каждому из
типов предложенной типологии? И как – к отображению определенного среза
психологической реальности, и как к определенной схеме понимания. Схемы эти с
формальной стороны строго определены задающими их категориями и в то же время
могут быть наполнены живым феноменологическим содержанием. В сочетании то и
другое делает их незаменимыми средствами психологического мышления. Типы – это как
бы живые образцы, которые, сами обладая очевидной феноменологической реальностью,
в силу своей категориальной определенности могут эффективно использоваться в
познавательной функции. 
2. ТИП 1: ВНЕШНЕ ЛЕГКИЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ
МИР
Описание мира
Простой во внутреннем и легкий во внешнем отношении мир можно изобразить,
представив существо, обладающее единственной потребностью и живущее в
условиях непосредственной данности соответствующего ей предмета. Если,
например, предположить, что единственная его потребность – пищевая, то
абсолютная легкость внешнего мира достигалась бы тем, что из него в организм
поступали бы уже полностью готовые питательные вещества. Между
потребностью и ее предметом нет в этом случае никакого расстояния, никакой
деятельности, они как бы непосредственно соприкасаются. 
Внешний мир совершенно приспособлен к жизни данного существа, в нем нет ни
излишков, ни недостатков относительно этой жизни, он может быть "поделен" на
нее без остатка. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в
психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим
наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира
внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними.
Жизненный мир и мир внешний оказываются влитыми друг в друга, так что
наблюдатель, смотревший бы со стороны субъекта, не заметил бы мира и счел
бы это существо субстанциальным, т.е. не требующим для своего существования
другого существа (141), а наблюдатель со стороны мира не выделил бы из него
само это существо, он видел бы, выражаясь словами В. И. Вернадского (41),
просто "живое вещество". 
Жизнь субъекта в таком мире – это обнаженное бытие, бытие, полностью
открытое в мир. Строго говоря, субъектом это существо не может быть названо,
ибо оно не отправляет никакой деятельности и не отличает тем самым себя от
объекта. Его существование – это окутанная бесконечным благом чистая культура
жизнедеятельности, первичная жизненность, витальность. 
Опишем теперь пространственно-временную структуру этого мира, его хронотоп.
Легкость с пространственно-временной точки зрения должна быть истолкована
как отсутствие "протяженности" внешнего аспекта мира, т.е. как отсутствие в нем
пространственной удаленности и временной длительности. Феноменологически
первое может быть выражено как неизвестность существу, живущему в этом
мире, никаких "там", в сведенности всего внешнего пространства к точке "тут", а
второе – в сведенности всего внешнего времени к "сейчас". Итак,
Hosted by uCoz