Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 120 
Next page End  

Поэтому страдательность в отношении прошлых и будущих событий здесь
редуцирована к одному лишь претерпеванию, и, следовательно, все
потенциальное многообразие эмоционального освоения времени сводится к
удовольствию-неудовольствию. Принцип удовольствия, таким образом, –
центральный принцип мироощущения, присущего легкой и простой жизни;
удовольствие было бы целью и высшей ценностью такой жизни, если бы она
строилась и осуществлялась сознательно. 
Важно указать на масштабы эмоций удовольствия и неудовольствия в этом
психологическом мире. Внутренний аспект данного хронотопа, как мы видели,
феноменологически может быть выражен как "это всегда", т.е. всякое наличное
положение дел заполняет собой всю возможную пространственно-временную
перспективу. Поэтому если допустить любую, самую незначительную с внешней
точки зрения депривацию потребности этого существа, то в плане мироощущения
ей будет соответствовать неудовольствие, покрывающее собой все, не имеющее
конца, некий вселенский ужас, по существу смерть, ибо как удовольствие здесь –
принцип и признак жизни, так неудовольствие (мгновенно, в силу временно-
пространственных характеристик мира раздувающееся до панического ужаса) –
принцип и признак смерти. 
Прототип
Прототипом рассмотренного существования и мироощущения может служить
пребывание плода в чреве матери, младенческое существование (впрочем, уже в
меньшей степени) и соответствующее им инфантильное мироощущение.
Основания считать "инфантилизм" прототипом проанализированного нами типа
вполне понятны – это легкость и простота "инфантильного" бытия: мир индивида в
этом периоде развития сам обеспечивает его жизненные процессы, не требуя от
него специальной активности ни по добыванию жизненных благ, ни по
координации и сопряжению своих отношений. 
Эти условия утробного и младенческого существования, через которые
неминуемо проходит каждый ребенок, порождают соответствующее
мироощущение, которое образует инфантильную основу сознания – некоторый
остающийся в человеке, неустранимый, первичный и базовый слой, на
протяжении всей жизни подспудно влияющий на его сознание и поведение. 
Естественно, это мироощущение во время утробного периода развития еще
растворено в жизнедеятельности, вживлено в бытие. Другими словами, оно
является психологически непроявленным, и поэтому в себе оно лишено всякой
эмоциональности. Тем не менее это мироощущение может быть описано как
блаженная, безоблачная удовлетворенность по сравнению с ожидающими его
возмущениями со стороны трудности и сложности. Это "плюс", который еще не
знает себя в качестве "плюса", и лишь в будущем столкновении с "минусом" он
выявит свою исконную положительность. Описываемую таким образом
устремленность человека вспять, к "изнеживающей сладости детства" К. Юнг
связывал с символикой возрождения (166). [38
Строго говоря, уже окончание пренатальной стадии знаменуется прорывами в
оболочке этого блаженного состояния удовлетворенности. В первую очередь это,
конечно, травма рождения, но и в дальнейшем ребенок страдает от временных
ущемлений той или иной потребности, ибо жизненные обстоятельства и реальные
Hosted by uCoz