двояким образом. В одном случае эти содержания и мотивы ценностно
дискредитируются, отвергаются сознанием принципиально. В другом, когда
сознание не усматривает в них содержательного, идейного противоречия своим
основным устремленностям и принципам, эти мотивы просто снижаются по
иерархическому рангу, лишаясь своей значимости, что может сознательно
выражаться в форме жертвы чем-то менее существенным ради более
существенного и ценного. В проекции на временную ось это иерархическое
снижение предстает как откладывание (на какой-то срок или навсегда)
психологически невозможной в данный момент деятельности.
Разумеется, в реальных жизненных условиях сознательные решения о
ценностном отвержении данного мотива или необходимости пожертвовать им для
того, чтобы вступить в силу, должны быть подтверждены практически и
претворены в жизнь реальными поступками, преодолевающими инерцию этого
мотива и закрепляющими ценностно-иерархические перестройки. Однако в
обсуждаемом сейчас гипотетическом жизненном мире практическое воплощение
результатов работы сознания автоматически обеспечено легкостью этого мира, не
составляет в нем отдельной проблемы.
Два следующих варианта первого подтипа ценностного переживания
предполагают радикальную перестройку ценностно-мотивационной системы,
поскольку переживаемые события делают невозможной реализацию важнейших
жизненных отношений, в которых в основном сосредоточен смысл всей жизни
человека.
Если эта невозможность является следствием чисто бытийных, не зависящих от
субъекта изменений, и его ценности как таковые оказываются не затронутыми
(например, смерть любимого человека, болезнь, препятствующая реализации
жизненных замыслов), задача ценностного переживания заключается в том,
чтобы из сохранных, реализуемых жизненных отношений выбрать и ценностно
утвердить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать
новым мотивационно-смысловым центром жизни. Однако главная часть работы
ценностного переживания состоит, пожалуй, в особых преобразованиях
пораженного жизненного отношения.
Превращения, происходящие с ним в процессе ценностного переживания,
радикально отличаются от того, что мы наблюдали в реалистическом
переживании и в переживании гедонистическом.
П. Жанэ (207) описал случай болезненной реакции девочки на смерть матери:
она продолжала ухаживать за матерью, вообще вела себя так, как если бы ничего
не случилось. Это переживание по принципу удовольствия, сохраняющее
желаемое субъективное и отрицающее объективное, реальность.
Прямо противоположен конечный результат переживания чеховской Душечкой
смерти своего первого, горячо и искрение любимого мужа. Чувство к нему, его
образ, все связанное с ним полностью заслоняется новой реальностью, точнее,
вообще испаряется из жизни и памяти героини. [55]
Иное дело ценностное переживание. Здесь ставшее невозможным жизненное
отношение не сохраняется в неизменном виде в сознании, как при
гедонистическом переживании, и не изгоняется из него полностью, как в
|