Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 156 
Next page End  

Дополнительная литература
1. Аккерман Р., Ананьин О., Вейскопф Т., Гудвин Н. Экономика в контексте // Вопр.
экономики. 1997. ¹ 2.
2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
3. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопр. философии. 1990. ¹ 4.
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
5. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. Разд. II. П. 10 и 11.
6. Московичи С. Век толп. М., 1996.
7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. философии. 1989. ¹ 3, 4.
8. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1979.
9. Полищук М.Л. В преддверии натиска третьей волны: Контуры планетарной цивилизации.
М., 1989.
10. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
ГЛАВА XII
ОТЧУЖДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
От чего отчуждается человек? — Существует ли изначальная норма человеческого бытия. —
Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. — Проблема конкретизации
универсалии, ее социально-философский смысл. — Отчуждение как состояние и как
процесс. — Социально-экологические аспекты отчуждения. — Отчуждение и технология. —
Экологический аспект отчуждения человека.
§ 1. Отчуждение человека от мира
Когда возникает вопрос об отчуждении? Ведь быть чужим чужому, чуждым чуждому — это
обычно, это в рамках жизненных норм. Странность ощущения, понимания чуждости своей
чему-либо, кому-либо возникает из переживания своего как чужого, становления своего
чужим. Нечто принадлежащее вам или созданное вами превращается не в ваше, а в чье-то
или в какое-то самостоятельное бытие, да еще и заявляет права на вас: на ваше время,
деятельность, силы, имущество... Здесь отчуждение становится утратой чего-то своего.
Причем в «подтексте» этого утрачивания — нечто напоминающее потерю собственности,
власти, силы.
Отчуждение человека может фиксироваться и как отрыв от какого-то большого мира или
процесса: от космоса, от природы, от истории, культуры, общества, племени, семьи. Или, как
иногда говорят, отчуждение человека от собственной природы и сущности, подразумевая
под природой и сущностью человека принадлежность его к широкой системе связей и
закономерностей, толкуя отчуждение в этом случае как «уклонение» человека от того пути,
который был предписан ему природой или сущностью.
В такой трактовке отчуждения присутствует явно или скрыто понятие об изначальной
определенности человеческой сути, нормы человеческого бытия. Есть некая универсальная
человеческая норма, — живя в рамках этой нормы, человек действует по природе своей,
перейдя границы этой нормы, он начинает утрачивать свои собственно человеческие черты,
превращается в нечто человеческое только по виду, но не по сути.
Это — традиционно гуманитарная позиция, трактующая гуманизм как идею универсальных
и неотчуждаемых в общем-то качеств человека, отчуждение которых посредством политики,
экономики или техники фактически означает деградацию человека или его исчезновение.
Hosted by uCoz