3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. ¹
10.
4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1974.
5. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
6. Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998. Разд. А, 5. Риторика и идеология.
ГЛАВА XVI
ПОЗНАНИЕ И НАУКА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Познание и практика, наука и жизнь. Познание и расширение сознания общества.
Логика, со-общение, общение. Новое время: стандарты объектного знания. Научные
образцы и формирующееся обществознание. Культурно-историческая природа
познавательных форм человека. Научное творчество и личность исследователя.
Общественная практика XX столетия и новые образы познания.
Долгое время в рассмотрении познания доминировала традиция, которая видела в нем сферу,
отделившуюся от практического бытия людей, отмежевавшуюся от форм этого бытия. На
базе этого различения и возникали требования «связать» познание и практику, «внедрить»
науку в жизнь. «Жизнь» и познание, «жизнь» и наука представлялись чем-то принципиально
различным.
Похоже, эта традиция начинает отступать, по крайней мере, там, где обнаруживается не
внешняя связь «жизни» и познания, социальности и науки, культуры и теоретико-
методологической деятельности, а внутреннее родство и единство этих, различных по
видимости, аспектов социального процесса.
Наука ищет новые формы рациональности, новые формы коммуникации людей, новые
трактовки классических образов и понятий. Именно в этих поисках зачастую
обнаруживается напряженное усилие культуры, ее воля к сохранению и развитию. Эти
поиски заставляют по-новому взглянуть и на социальную природу познания, увидеть эту
социальную природу не «вокруг» познания, а в самом познании разглядеть развитие
социальных форм.
§ 1. Проблема становления научно-познавательной деятельности
Познание начинает обособляться тогда, когда человек пытается осознать явления и
процессы, выходящие за границы его обычного опыта, когда такие «выходы» за грань
обычного становятся регулярными, требующими соответствующего деятельного,
инструментального, организационного подкрепления.
Почему человек перестает удовлетворяться знанием, включенным в язык его обыденного
опыта? Он приручает животных, ориентируется по звездам, использует, стало быть знает,
устойчивые связи (законы сказали бы мы) реальности. Но он не делает до поры до
времени подобные знания предметом своего специального интереса.
Приходит, однако, пора, когда люди начинают заботиться о расширении обычных
восприятий, о присоединении к своему опыту знаний о незнакомом и ранее неизвестном.
Можно, конечно, сказать: это результат естественного развития самого познания, роста
его сложности и содержательности. Однако такое объяснение «скользит» по поверхности...
Если ранее человек удовлетворялся знанием, «вписанным» в границы опыта, то теперь он
переживает потребность в знаниях, выходящих за эти границы. Почему?
Объяснение этой перемены надо искать в изменении характера жизни человеческих обществ,
в усложнении их внутреннего устройства, в необходимости расширения их контактов с
внешним социальным и природным миром. Стимулами выделения специализированной
познавательной деятельности общества оказываются сдвиги в разделении труда,
|