В изображении и описании крупных форм тоже существует эта задача и существуют, кстати
сказать, свои возможности «компенсировать» крупномасштабные схемы общественного
процесса.
Важным условием такой компенсации является понимание своеобразия устойчивости
социальных форм, запечатленных на картинах, отображающих человеческую реальность.
Устойчивость их по преимуществу устойчивость функционирования, воспроизводства,
движения разных человеческих деятельностей и их связей. Иными словами, схемы
устойчивых форм это схемы форм, процессов форм, отвлеченных от порождающих и
воспроизводящих их субъектов, но не могущих без этих субъектов существовать.
В данном пункте возникает вопрос об относительной замкнутости и открытости
(размыкания) контура воспроизводящихся социальных форм. Само их воспроизводство
предполагает возобновление движения человеческих деятельностей. При крупноформатном
изображении общества этот вопрос как будто не возникает, ибо в нем экономика,
государство, культура действуют «сами собой» и вроде бы не нуждаются в постоянном
воспроизводстве. Однако стоит отойти от такого квазинатуралистического представления об
этих общественных подсистемах (а это становится возможным, как только возникает задача
изменения их основных функций и структур), и сразу же выявление других форм
деятельности людей, противостоящих или поддерживающих эти подсистемы, становится
необходимым.
§ 2. Типы социальности
Проблема компенсации крупноформатных описаний общественного процесса существует не
только в марксизме. Фактически все направления социально-философской мысли,
ориентированные на научное понимание жизни людей, столкнулись с этой трудностью.
Теории социальных систем в структурно-функциональном анализе, концепции стадий роста
и локальных цивилизаций также вынуждены были искать средства компенсации,
позволяющие преодолеть вольные и невольные разрывы в изображении связной
человеческой реальности.
Потребность в теоретическом описании других сравнительно с крупномасштабными,
описывающими ступени, циклы, интервалы форм имела как минимум два стимула:
проблему конкретного объяснения органики связей в действующей социальной системе и
проблему становления и развития крупных общественных формаций.
Подступы к рассмотрению этих проблем в современном обществознании обозначились к 60-
м годам. Первоначально речь шла о дополнении социальной философии и общей
социологической теории «микросоциологическим» рассмотрением человеческих
взаимодействий, в котором познание не пользовалось бы крупномасштабными
объяснительными средствами, выходящими за рамки используемых обычно людьми
действий и ориентаций (типа экономической необходимости, классовых интересов,
политических программ, идеологических проектов и т.п.).
В 70-е годы стало ясно, что речь должна идти не о дополнении макросоциального подхода
микросоциологическим, социально-психологическим или культурологическим, как
первоначально казалось. Необходимо было обратиться к исследованию, характеристике,
истолкованию тех форм жизни и деятельности людей, в которых они реализуют свои силы,
потребности, способности, повседневные интересы и вместе с тем дают движение, а стало
быть, и сохраняют более крупные, «охватывающие» непосредственно индивидное бытие
людей формы. Эта направленность социально-философской мысли по-разному преломилась
в таких не похожих на первый взгляд школах, как диалектическая социология Ж. Гурвича и
этнометодология, социальная феноменология и недогматический марксизм.
|