В истории действуют не отдельный индивид и не отдельные индивиды, а «ансамбли» людей,
взаимообусловленных реализацией сил и способностей. В социальном процессе люди не
просто взаимодействуют с предметными условиями и средствами, но создают и
воспроизводят эту предметность как предметность социальную своими усилиями, т.е. сами
действуют как вполне предметные существа.
Социальное воспроизводство обеспечивается и закрепляется созидаемыми людьми
предметами (мы здесь, разумеется, имеем в виду весь объем производства жизни людей,
включая их способности, а не только производство вещей). Движение предметов в формах
социального процесса предполагает соответствующие силы людей, придающие предметам
«человеческие», социальные формы либо «вычитывающие» в них заложенную ранее
деятельность. Реализация этих сил, их приложение и обнаружение также предметны:
оперирование предметами приводит к их изменению, к созданию других предметов, к
освоению недоступного прежде уровня предметности, к замещению одних предметов
другими и т.д., и т.п. Так или иначе, погружение человека в мир социальной предметности
предполагает, что сам он предметное существо. Предметное существо не в смысле
только телесности, обладания определенными органами предметного действия, физической
массой, силой, но прежде всего в смысле такого развития деятельных способностей,
которое позволяет использовать социальную предметность в качестве средства не
органического, но вполне живого развертывания, обновления и наращивания своих
жизненных, индивидных, личностных сил.
Отметим сразу: развертывание индивидом своих способностей в предметную сферу строится
при явном (в ходе формирования личности) или скрытом содействии других людей. Отметив
это, обратим внимание на другую сторону вопроса. Опредмечивание индивидом
способностей оказывается вместе с тем его самообнаружением. Осваивая социальную
предметность, он и себя «помечает» как особого субъекта, владеющего предметной
способностью. Индивид обнаруживает и определяет себя через освоение социальной
предметности, он приходит к пониманию себя как предметного средоточия собственных сил,
как способности выстраивать процесс своего собственного бытия. Иными словами, в основе
переживания человеком своей самобытности, своей укорененности в бытии лежат его
предметные самоопределения, обнаруживающие и выстраивающие грани его жизненного
процесса и их внутренние взаимосвязи.
Собственное предметное бытие человеческого индивида является исходным и опорным
пунктом его движения по различным линиям социально оформленной и организованной
предметности. Освоив элементарный «план» предметных действий, человек получает доступ
к многообразию предметно воплощенной культуры, приобретает возможность
самоутверждать себя через модификацию и обновление культурных форм.
Подчеркнем, самореализация человека носит предметный характер. Только не надо сводить
ее к простой связи «человек вещь» или к потреблению человеком каких-то предметов.
Деятельность индивида с предметом общительна, т.е. в ней прямо или скрыто присутствуют
схемы человеческих взаимодействий. Но и общительность людей поэтому может быть
прямой или неявной, опосредствованной. Именно в своем предметном бытии индивид
оказывается связан через средства жизни и деятельности со множеством людей, в прямые
контакты с которыми он никогда не вступал. Для того чтобы использовать предметное
многообразие, сочетать его с процессом своей деятельности, воплощать в предметах новые
схемы, индивид должен владеть социальной формой, выявлять и воплощать в предмете его
социальное значение, его «настройку» на человека, на логику социальных взаимодействий.
Поэтому, когда я говорю о предметной самореализации человека, я имею в виду и
определение его как «существа способного», осваивающего и преобразовывающего
предметную обстановку на основе изменения присущих ему социальных форм, на основе
трансформации собственных сил, умений, знаний.
|