созданы и отработаны этой деятельностью, в ней отделены от конкретной пестроты
человеческих вещей и поступков.
Итак, формы социального пространства неявно выражают социальное время, обусловлены
определенными системами человеческой деятельности и даже самые абстрактные из них
коренятся в конкретной истории, генетически и функционально связаны с полифоническим
строем социального процесса.
В развертывании социального процесса на первый план выступали то одни, то другие
аспекты пространственно-временного освоения и представления мира человеком. История
культуры свидетельствует о том, что внимание преимущественно к пространственным
определениям, а затем к временным, предпочтение каким-то линиям измерения или
представления реальности менялось от эпохи к эпохе, а это, между прочим, означало и
модификацию картины мира, и эволюцию мировоззрения людей, и сдвиги в их практических
установках.
Как утверждают историки, древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих
представлений и соответствующих изображений полагала горизонталь. Древнегреческая
культура стремилась к объемному образу мира и человека, пыталась уравновесить различные
пространственные характеристики предметов. Доминантой средневекового представления о
порядке вещей становится вертикаль, формируется «готическое» мировоззрение. Эпоха
Возрождения ищет средства для представления глубин пространства; разработка линейной
перспективы в живописи может служить одним из примеров этого поиска.
Новое время производит «переподчинение» координат: если прежде формы пространства
выражали время и подчиняли себе его измерение, то теперь доминантой становится время, а
формы пространства выявляют свое значение разных планов представления, разных граней,
стадий, состояний бытия вещей и процессов. Проясняется мысль о том, что картинное
изображение предметов соответствует нашим наглядным образам, но отнюдь не самому
бытию предметов. Отдельные образные отпечатки объектов оказываются лишь срезами их
бытия, «стоп-кадрами» протекающих процессов.
Абстрактное пространство и абстрактное время именно в эту эпоху становятся
организующими принципами теоретической и практической деятельности людей. Они тесно
связаны с выработкой в общественном процессе и все более широким культивированием в
человеческой деятельности системы абстрактных эталонов, сопоставляющих самые
различные человеческие и природные качества с системой норм, упорядочивающей
многообразные социальные взаимодействия.
Абстрактность пространства и времени «оплачивается» предельной деконкретизацией мира
вещей и людей, квантификацией деятельностей и связей, его организующих. Любые вещи (и
люди) могут быть сведены механикой к материальным точкам, к измерениям их
перемещений. Любые человеческие силы и способности редуцируются экономикой к
средним или необходимым затратам времени, могут транслироваться, обмениваться,
складываться в общую сумму, сливаться в общий объем.
Образуется некое однородное социальное пространство, нечто вроде системы сосудов, в него
свободно перетекают и встречаются в нем разные по своему качеству деятельности, в нем
они различными способами синтезируются, при этом, естественно, утрачивая
индивидуальность своего становления и развития.
Так возникает поле как бы одновременных социальных взаимодействий. Эта
квазисинхронная координированность разных линий социального процесса скрывает их
специфические истории и качества. Вновь возникает возможность использовать таким
образом возникшее социальное пространство для измерения особых человеческих актов,
событий, способностей, вещей и т.д.
|