Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 234 
Next page End  

детей и их родителей перед «нетипичным» дефектным телом, не соответствующим социальным
ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об
угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни
проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с
распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности,
зависимости.
Вследствие маргинализации и стигматизации у детей-инвалидов часто развивается чувство
неполноценности,
оказывающее влияние на весь жизненный путь личности. Иногда наличие дефекта
как внешнего проявления соматического расстройства может стать причиной невротических и
личностных расстройств, которые вполне вписываются в психодинамическую концепцию
конверсионных и психосоматических расстройств.
Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере являются наиболее характерными для детей-
инвалидов. В структуре их личности четко прослеживается фобический компонент /46/. Страхи могут
быть вполне обоснованными, однако в значительной мере они преувеличенные и внушенные, имеют
парадоксальное содержание: одновременно отражают актуальное и возможное состояния ребенка. Так,
ребенок может страдать от дефицита общения, испытывать страх одиночества и одновременно бояться
предстоящих встреч с другими людьми. Среди детей-инвалидов нередок страх выздоровления в связи с
возможной, по их мнению, утратой любви и повышенного со стороны значимого окружения, а также
из-за необходимости возвращения к обычной жизни в школе, к которой они чувствуют себя не
готовыми. Ощущение острого дефицита знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе,
осознание ограниченности своих физических возможностей и юридических прав в связи со статусом
инвалида нередко приводит к фиксации на мыслях о бессмысленности дальнейшего существования.
Проблема несоответствия телесного «Я» идеальным стандартам особенно остро переживается в
5-7-летнем и подростковом возрастах. Начиная с
6-7 лет, на первое место выходят переживания по
поводу социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.
Инвалидность ребенка часто заставляет родителей следовать гиперопеке в ущерб другим
воспитательным стратегиям, что только способствует психосоциальной дезадаптации детей-инвалидов
и еще больше инвалидизирует их, поскольку тактика гиперопеки формирует у детей состояние
«выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».
«Выученная беспомощность» понятие, введенное М. Селигманом, в общих чертах
сводится к тому, что ребенок-инвалид, который в условиях гиперопеки часто сталкивается с
ограничениями собственного контроля в различных жизненных ситуациях, перестает стараться влиять
на результат своих усилий не только в этих конкретных ситуациях, но также и в тех новых ситуациях, в
которых он может обходиться без посторонней помощи. У детей-инвалидов, воспитывающихся по типу
гиперопеки, формируется три вида личностного дефицита: мотивационный, когнитивный и
эмоциональный. Сначала у ребенка-инвалида редуцируется мотив пытаться справиться с
возникающими трудностями, поскольку ситуация всегда контролируется родителями или педагогами.
Редуцированный мотив преодоления трудностей приводит к снижению когнитивных способностей
оценки жизненных ситуаций, что делает ребенка-инвалида беспомощным в непривычной среде
обитания, в которой нет родительского или педагогического контроля. Осознание своей навязанной
(родителями и педагогами) ограниченности в способностях самостоятельно совершать даже посильные
поступки приводит к развитию сниженного эмоционального фона настроения и даже депрессии.
Понятие «самоэффективности», введенное А. Бандурой, означает убежденность человека в
своей способности мобилизовывать мотивацию, когнитивные и поведенческие возможности, чтобы
соответствовать требованиям жизненных ситуаций. Чувство самоэффективности связано не с
имеющимися у ребенка умениями и навыками, а с его представлениями о том, чего он сможет добиться
при наличии доступных для него умений. Даже если у ребенка сформированы доступные, адекватные
его состоянию и необходимые для самостоятельной жизни навыки и умения, главной детерминантой их
практического использования будет именно представление об ожидаемой эффективности их
применения: сколько сил будет затрачено на решение проблемы, как долго удастся выдерживать
напряжение в стрессовой ситуации. В условиях гиперопеки эти представления не формируются,
поскольку обучение навыкам и умениям носит «тепличный» характер, не соответствующий
Hosted by uCoz