вызвать глубокое разочарование.
Т. Гершик и А. Миллер выделяют у инвалидов две возможные стратегии личностного
реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ /59/.
Переосмысление предполагает осознание ребенком невозможности соответствовать идеальному
образу тела и создание индивидуальной интерпретации своих телесных характеристик. Ребенок-
инвалид выбирает из культурного идеала тела только те характеристики, которые соответствуют его
актуальным возможностям, и тем самым создает личный идеальный конструкт, рассматривая его как
один из возможных вариантов доминирующего идеального типа.
Уверенность заключается в слепом следовании культурному образцу телесности без учета
реальных возможностей ребенка-инвалида. Такие дети находятся в постоянном конфликте с самими
собой. Ориентируясь на недостижимые телесные стандарты, они надеются добиться признания себя
другими людьми не в качестве инвалида, а в качестве «такого же, как и все». При этом они всегда
наталкиваются на еще большее подчеркивание своей «инакости» и неспособности соответствовать
общепринятому идеалу. Как результат, у них развивается двойная идентичность: «фасадная» (для других)
и «внутренняя», которые находятся в антагонистическом конфликте друг с другом. У таких детей
вырабатывается очень жесткая установка на обязательное соответствие идеалу по принципу «всегда и
везде», без учета реальных возможностей и ситуации. Психосоциальная адаптация детей с такими
реакциями осложняется тем, что в нашем обществе из-за социальных запретов, стереотипов и практики
сегрегации (разделения институтов социализации, проведения досуга и т. п. для детей-инвалидов и не-
инвалидов) ребенку-инвалиду практически невозможно на практике реализовать телесные стандарты,
на которые ориентируются здоровые люди.
Отказ от следования доминирующему культурному образцу телесности выражается в
стремлении сконструировать свой собственный идеал тела, ограничив круг общения только теми
людьми, которые этот идеал разделяют вместе с ребенком-инвалидом. Они начинают считать
доминирующий в культуре идеал как «неправильный», непригодный для практических жизненных
целей; они обесценивают те телесные характеристики, которые считают ценными и важными здоровые
дети, или даже вообще отрицают ценность тела в межличностных отношениях и в конструировании
собственной идентичности: «важен человек, а не какое у него тело». По сути реакции отказа отражают
сопротивление негативному образу инвалидности, который имеется у здорового окружения ребенка.
Это реакции протеста против навязчивого милосердия, жалости и благотворительности, которые не
столько помогают ребенку-инвалиду (как это представляют себе здоровые люди педагоги, родители,
психологи), сколько подчеркивают невозможность его принятия в широкий социальный контекст
общения по причине наличия дефекта и формируют состояние «выученной беспомощности», особенно в
плане развития инициативности и в принятии решений о своей судьбе.
Контрольные вопросы
1. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств?
2. Какие теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы психосоматических
расстройств вы знаете?
3. Какие психодинамические концепции психосоматических расстройств вы знаете?
4. В чем заключается суть гипотезы психосоматической специфичности?
5. Каковы характеристики психосоматогенных детско-родительских отношений?
6. Как трактуется проблема психосоматических отношений в кортиковисцеральной концепции?
7. Чем соматоформные расстройства отличаются от психосоматических?
8. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни?
9. Как маргинализация и стигматизация влияют на личность детей-инвалидов?
Литература для дополнительного чтения
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эко-Пресс, 2002.
2. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.
|